Вы здесь

Аминокислоты как добавки в рацион

20 февраля 2020 15:53
Аминокислоты как добавки в рацион

Ученые Поволжского НИИ производства и переработки мясомолочной продукции провели изучение откормочных и мясных качеств молодняка свиней крупной белой породы на племзаводе «Колхоз им. Ленина» Суровикинского района Волгоградской области. Целью было повысить уровень и качество протеина с помощью синтетических аминокислот – кормового лизина и метионина. Работа шла в рамках соответствующего президентского гранта.

Кормили «на убой»

Сформировали четыре группы по 16 голов в каждой с учетом пола, возраста и развития. Откорм поголовья начинался при средней живой массе 30 кг и был разделен на три периода. Первый период составлял 30–50 кг, второй 51–80 кг и третий 81–120 кг. Убой животных вели при достижении 100 и 120 кг.
В подготовительный период (в течение трех недель) животные всех этих групп получали рационы по рекомендациям и нормам Федерального научного центра животноводства. Баланс рационов по протеину, лизину и метионину с цистином производили, используя данные анализа кормов фактического рациона, проведенного в Волгоградской областной ветеринарной лаборатории.
При откорме применялся концентрированный тип кормления. Причем у животных первой группы в рационах было 58–65% молотого ячменя, а содержание переваримого протеина составляло по периодам 119, 106 и 98 г. При этом рацион по незаменимым аминокислотам балансировали за счет введения гороха и мясокостной муки, а для обеспечения потребности в каротине вводили люцерновую муку.


Марина Сложенкина

Молодняк свиней второй, третьей и четвертой групп получал стандартный общехозяйственный рацион. При этом животным третьей группы для сбалансированности рациона по лизину вводили кормолизин, а в четвертой недостаток лизина и метионина компенсировался за счет кормолизина в комплексе с метионином. Потребность животных в кальции, натрии и хлоре обеспечивалась путем введения в рационы мела и поваренной соли.
Анализ показал, что в первом периоде опыта дефицит по переваримому протеину составлял 19%; лизину – почти 35%, а по метионину с циститом – 38%. Во второй период опыта дефицит протеина в рационе составил 14,4; лизина –29,6 и метионина с цистином – 23%. В третий период количество протеина соответствовало нормам, но недостаток лизина был в пределах 15%, а метионина с цистином – 8,8%.
Содержание животных было групповое, кормление – двукратное. Аминокислоты добавляли в кормосмесь в сухом виде и скармливали после тщательного ступенчатого перемешивания с кормом. Привесы молодняка свиней учитывали ежемесячно, взвешивание перед убоем проводили после голодной выдержки в течение суток.

Опыты прошли успешно

Наиболее интенсивный прирост живой массы отмечен у животных первой, а наименьший – во второй группах. У молодняка свиней третьей и четвертой групп разница в полученных данных была выше, чем на второй. Причем такая тенденция отмечена за весь период откорма. У животных третьей и четвертой групп оказались выше среднесуточный прирост и меньше возраст снятия с откорма. Так, в третьей группе при откорме до 100 кг среднесуточный привес достиг 572 г, а возраст снятия с откорма – 214 дней, что превышало эти показатели у животных второй группы по среднесуточному приросту на 71 г и снижало возраст снятия с откорма на 17 дней. Кроме того, установлено, что сбалансированность чисто растительных хозяйственных рационов проявляется снижением затрат корма. При откорме до живой массы 100 кг молодняка свиней третьей и четвертой групп кормов затратили меньше соответственно на 13 и 19%. При откорме до 120 кг уменьшение составило 12 и 18%. Использование кормового лизина и метионина в хозяйственных рационах дает возможность снизить расход кормов и экономить корма животного происхождения.

Использование синтетических аминокислот лизина и метионина в общехозяйственных рационах при откорме растущего молодняка свиней до живой массы 100–120 кг проявляется повышением привесов на 61–71 г и снижением возраста снятия с откорма на 15–17 дней

Результаты изучения мясных качеств молодняка свиней показывают, что применение аминокислот для балансирования рационов положительно повлияло при убое животных как в 100, так и в 120 кг. При этом наименьшее содержание мяса в туше отмечено у животных второй группы, получавших общехозяйственный рацион. Аналогичная тенденция отмечалась по площади «мышечного глазка» и массе окорока.
В качестве основного критерия определения пищевой ценности мышечной ткани служит отношение аминокислот триптофан : оксипролин. У животных второй группы отмечено снижение содержания триптофана (P < 0,05), тогда как в других группах наблюдалось его повышение. Значительных различий по содержанию оксипролина не установлено.
Данные по химическому составу длиннейшей мышцы спины животных при убое с живой массой в 100 и 120 кг свидетельствуют о том, что при недостатке протеина и незаменимых аминокислот в рационах откормочного молодняка повышается содержание в ткани жира и снижается уровень общего белка. Тогда как корректировка этих рационов по аминокислотному составу сопровождается накоплением в ткани протеина и уменьшением жира. Недостаток протеина и незаменимых аминокислот в рационах проявился снижением, а балансирование – повышением белково-качественного показателя (БКП).
Использование синтетических аминокислот лизина и метионина в общехозяйственных рационах при откорме растущего молодняка свиней до живой массы 100–120 кг проявляется повышением привесов на 61–71 г и снижением возраста снятия с откорма на 15–17 дней. Такие животные затрачивали кормов меньше на 19–12%, в их тушах содержалось больше мяса, была выше масса окорока, площадь «мышечного глазка», повышался БКП, больше накапливалось в мышечной ткани протеина и в конечном итоге улучшились качественные показатели мяса. В частности, повысилось содержание общего белка и снизилось содержание жира.

 

Марина СЛОЖЕНКИНА,
директор ГНУ НИИММП,
доктор биологических наук, профессор,
член-корреспондент РАН

 

 

 

 

Расскажите друзьям: