Отдел рекламы в Краснодаре
(8 861) 201-15-02/03/04
Отдел рекламы в Ставрополе

Кто разорвет замкнутый круг?

11 марта 2015 11:36
Кто разорвет замкнутый круг?

Своеобразным продолжением совещания по антикризисному плану, проведенного накануне губернатором Кубани А.Н. Ткачевым, явился «круглый стол», прошедший в министерстве сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, на котором представители птицеводческих предприятий и розничных торговых сетей, системы краевой потребкооперации обсудили состояние производства и реализации продукции птицеводства. Его участники еще раз, уже более детально, разобрали все моменты исполнения поручений главы региона.

Министр сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края Сергей Гаркуша отметил, что в связи с введением санкций страна испытывает сложности с обеспечением продовольствием.
– Губернатор Кубани на недавнем совещании заявил, что только расширенное производство во всех отраслях АПК гарантирует продовольственную безопасность, – обратился к участникам «круглого стола» С.В. Гаркуша. – Кубань, между тем – один из тех российских регионов, который имеет высокую обеспеченность продукцией, до 90–100%. В прошлом году в крае было произведено продукции на 300 миллиардов рублей, что на 72 миллиарда больше, чем в 2013-м.
Сергей Гаркуша подчеркнул важную роль растениеводов края в получении таких результатов, ведь именно производство зерна является локомотивом всей экономики сельского хозяйства на Кубани. Вместе с тем нельзя забывать и о других направлениях АПК, например об овощеводстве. В последнее время в крае значительно – до 470 га увеличилась общая площадь теплиц, в прошлом году вырастили 766 тысяч тонн овощей. Но с учетом политической ситуации в стране производство овощей следует увеличить. Остро стоит вопрос и с обеспеченностью населения мясом, молоком, яйцом. Только на 41% загружены местным сырьем молокозаводы края. Мощности мясоперерабатывающих заводов также недогружены.
В крае достаточно широк ассортимент выпускаемых продуктов питания – 2500 наименований. В крайминсельхозе разработали «дорожные карты» для муниципальных образований, с тем чтобы в районах видели и планировали, сколько и какой продукции необходимо произвести. К сожалению, имеются муниципальные образования, где наблюдается недопроизводство продуктов питания. Есть и такие сельхозтоваропроизводители, которые увязывают скачки курса валют со стоимостью товара и повышают цены.
Министр отметил, что в связи с ситуацией, сложившейся в экономике страны, затратная часть в растениеводстве будет расти. Естественно, повысится цена и у переработчиков. Но потолок этого роста вполне возможно ограничить.
Возвращаясь к теме «круглого стола», Сергей Гаркуша предложил птицеводам и представителям торговых сетей создать рабочую группу для налаживания более плотного и взаимовыгодного взаимодействия между ними.
– Положительного результата, считаю, мы достигнем тогда, когда люди почувствуют его на себе в виде стабильных цен на продукты, широкого ассортимента качественной продукции, –
подытожил аграрный министр.
Тему продолжил руководитель краевого департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Юрий Поляков.
– У меня вопрос к птицеводам: куры несут яйцо 2-й категории? – обратился Юрий Федорович к одним участникам «круглого стола» и сразу же – к их оппонентам. – И вопрос к сетям: сколько стоит яйцо 2-й категории? Мы сейчас мониторим розничные сети и не увидели на полках ни яйца данной категории, ни цены на него. Яйцо 2-й категории было включено в распоряжение № 900-р «О стабилизации цен на отдельные виды социально значимых продуктов питания в Краснодарском крае», которое определило 7 наименований товаров с допустимой 10-процентной наценкой. Но что в итоге? Яиц 2-й категории в продаже просто нет. Население вынуждено покупать более дорогое яйцо 1-й категории. Производители склонны, к сожалению, искать различные лазейки. Например, мы заметили, что как только в социальную группу включили молоко жирностью 2,5% и объемом один литр, так его стали производить в упаковке 500–900 граммов, а значит, оно уже не подпадало под действие распоряжения № 900-р. 16 февраля этого года вышло новое распоряжение губернатора, и список наименований продукции социальной группы расширился до тринадцати. Социальную группу товаров надо и дальше увеличивать.
Юрий Поляков обратил внимание на необходимость правильной организации строящихся и уже действующих логистических центров, чья эффективная работа повлияла бы на снижение цен на продукты питания.
– Мы мониторили те логистические центры, которые работают уже сейчас, – сказал он. – Некоторые из них сдают площади в аренду предпринимателям и не ведут статистики завоза импортной продукции и объемов продаж.
Чтобы производить в достаточном количестве натуральную продукцию животноводства, нужно в первую очередь выращивать в хозяйствах края сельскохозяйственных животных: коров, свиней, птицу. Общую ситуацию в отрасли охарактеризовал начальник управления развития животноводства и государственного племенного надзора регионального минсельхоза Александр Сергиенко: – Если говорить о производстве птицы на Кубани, то к уровню прошлого года произошло пусть небольшое, но снижение поголовья. В 2014 году – 24 миллиона 105 тысяч голов, в 2015-м – 23 миллиона 117 тысяч. Некоторые птицефабрики в зимний период уменьшили объемы производства. А крестьянские (фермерские) хозяйства, к сожалению, не являются серьезными производителями птицеводческой продукции. Доля КФХ в объеме продукции всего края составляет 1,4%. Если говорить о пищевом яйце 1-й и 2-й категории местного производства, то в торговых сетях, где наш край представлен слабо, его очень мало. И в целом объемы производства пищевого яйца оставляют желать лучшего.
А.В. Сергиенко обратил внимание на то, что, к сожалению, среди ряда руководителей федерального уровня существует негласное мнение, что «птицеводству не нужно помогать, оно и так развивается успешно». Но, по мнению Сергиенко, Правительство РФ должно больше внимания уделять развитию отрасли и увеличить объемы ее поддержки.
– Край традиционно являлся одним из лидеров по яичному птицеводству, но сегодня, к сожалению, находится на 7-м месте в общероссийском рейтинге, – сказал Александр Сергиенко. – По утвержденным в России нормам, в расчете на одного человека необходимо производить 260 штук яиц в год. То есть по норме потребления пищевого яйца в крае требуется производить один миллиард 418 миллионов штук. Однако на Кубани вместо 260 яиц на одного человека, даже с учетом инкубационного яйца, производится 256 штук, то есть не покрываются потребности населения края в данном продукте. В прошлом году в нашем крае произвели один миллиард 396 миллионов штук яиц (кстати, наши соседи, ростовчане, получили один миллиард 890 миллионов штук). И в нынешнем году на Кубани снизились темпы производства, что позволяет прогнозировать катастрофический дефицит пищевого яйца. Поэтому крайне необходимо найти рычаги стимулирования его производства. С этим вопросом я, в том числе, обращаюсь и к розничным сетям: гарантированная реализация в них кубанской продукции поддержала бы наших производителей.
При формировании ассортимента на полках наших магазинов нужно отсекать яйцо, к примеру, произведенное в Тюменской области на Боровской птицефабрике и из других регионов, территориально расположенных далеко от Кубани. Так как, к сожалению, в наши розничные сети продукция плохого качества завозится именно из-за пределов края. Например, в супермаркете «Лента» в прошлом году реализовывалось безобразное «бородатое», практически просроченное негодное яйцо, поступившее туда по цене пять рублей за десяток, – жестко охарактеризовал работу розницы А. Сергиенко.
Вместе с тем, по итогам прошлого года рентабельность производства пищевого яйца была очень низкой, всего 3,4%. Птицефабрики края не могут обеспечить модернизацию производства, рост заработной платы сотрудников и т.д. Поэтому, чтобы производители удерживали оптово-отпускные цены на пищевое яйцо, необходимо пересмотреть меры господдержки яичного птицеводства с учетом увеличения расходов на корма, 50% которых составляет импорт.
– Другого пути нет. Иначе к птицефабрикам – Тихорецкой, «Лебяжье-Чепигинской», Кубанской, Армавирской, которые уже простаивают, прибавятся еще и другие, – высказал свое мнение Сергиенко.
О трудностях, с которыми сталкиваются производители, детально рассказал генеральный директор ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск» Владимир Мхитарян. Он выразил, пожалуй, общую обеспокоенность птицеводов края, связанную с тем, что кубанской продукции попасть на полки крупных супермаркетов на приемлемых для птицеводов условиях практически невозможно. Поэтому продукцию Новороссийской птицефабрики потребитель не найдет ни в одной из крупных розничных сетей, а может приобрести ее только в специализированных магазинах, сосредоточенных по большей части в районе Новороссийска.
– Никто из розничных сетей напрямую не берет наше яйцо, только через перекупщиков, которыми выступают предприятия упаковки, – рассказал В. Мхитарян. – Рознице неудобно с нами сотрудничать, ведь мы работаем без НДС, на едином сельхозналоге. А вот перекупщики охотно берут наше яйцо, перепаковывают в другую тару, и тогда уже продукция попадает в сеть. Но для потребителя это означает удорожание цены, мы понимаем ситуацию и готовы работать напрямую.
Также В. Мхитарян предложил субсидировать растениеводство через животноводство. По его мнению, птицеводы, получают гораздо меньше дотаций, чем другие отраслевики, хотя затраты у них велики, и основная их часть приходится на корма.
– У нас на фабрике установлено самое современное оборудование, позволяющее полностью механизировать все процессы: птица снеслась, дальше яйцо попадает в руки только покупателю, – сказал он. – Мы, повторяю, готовы работать с торговыми сетями, но приходится искать другие пути реализации. Например, я сегодня вынужден 16 миллионов штук яиц отправлять на реализацию в Абхазию, Крым, Ростов... В то же время в край приходит яйцо даже из Белоруссии. Кубанскому продукту непросто попасть на полки розничных сетей.
Оппонентом в споре, где истину найти оказалось очень трудно, выступил руководитель розничной сети магазинов «Табрис» Роман Куринный.
– Нам нужно качество, а у Новороссийской птицефабрики, по информации, которую мне предоставили специалисты нашей сети, много боя, – сказал он.
– У нас стоит новое оборудование, которое не допускает попадания боя в готовую продукцию. Есть машины, которые пакуют по 10 штук яиц, но нет заявок на такую упаковку. Если розница сделает заявку, я готов предоставить продукцию, – парировал Владимир Мхитарян.
Разговор между производственниками и представителями торговли получился откровенным. Что, в частности, подтвердило высказывание директора ОАО ППЗ «Лабинский» Татьяны Пахомовой, обратившей внимание на то, что при заключении договоров крупные розничные сети, и это всем хорошо известно, требуют выплаты определенных бонусов.
Учредитель ООО «Русь СВС» (г. Кореновск) Станислав Слива обратил внимание на сложности при налаживании прямых контактов с руководителями розничных сетей:
– До руководства компаний не дозвонишься, не говоря уже о личной встрече. А менеджеры, как правило, ничего не решают. Пишите, мол, письмо, мы рассмотрим ваше обращение.
В итоге пока мы работаем только с одной из крупных розничных сетей. Успешным итогом сегодняшнего «круглого стола» было бы создание рабочей группы, с помощью которой можно было бы напрямую общаться с руководством «Табриса», «Ашана» и других торговых сетей.
Также он предложил выделять производителям мяса птицы и яиц землю, чтобы они могли выращивать кормовые культуры, изготавливать дешевые корма.
Заместитель генерального директора ЗАО фирма «Агрокомплекс» Выселковского района Александр Квашин внес сразу несколько предложений, способных, на его взгляд, укрепить состояние отрасли. Во-первых, из сетей следует убрать фальсифицированный товар, должно гарантироваться качество продукции. Во-вторых, чтобы поддержать производителей, банкам необходимо снижать процентную ставку по кредитам. В-третьих, в России нужно инициировать собственное производство аминокислот. В-четвертых, нужно развивать отечественное производство вакцин и ветеринарных препаратов, так как импортные вакцины и ветпрепараты подорожали практически втрое.
– Скоро вам негде будет брать яйцо. Производителей остается все меньше. Если не решать вопросы с реализацией продукции, то о росте производства говорить не приходится, будет идти уменьшение объемов. Если везете яйцо издалека, задумайтесь, какого оно качества? Всего два часа – доставка из Новороссийска, а вы не берете. Везете яйцо из Аксая... – повторил уже прозвучавшие претензии к представителям торговли А. Квашин.
– Похожая ситуация сложилась и по молоку, – прокомментировал Сергей Гаркуша. – Все полки заполнены молоком из Черкесска, но там и коров-то нет. Разливают сухое молоко. А розница берет такую продукцию. Неужели, кроме денег, никто ничего не видит?
– У нас есть положительный опыт работы по молоку, – парировал Роман Куринный. – Сегодня в наших магазинах до 80% молочной продукции – местного производства. Кубанским производителям удалось создать конкурентоспособный продукт, и мы убрали с полок молоко из других регионов.
Он также высказал предложение к фермерам по производству домашнего яйца, которое маркировалось бы определенным образом, и объявил о готовности выделить для яиц отдельное место на полках магазинов. На его взгляд, в такой продукции заинтересован потребитель. Александр Сергиенко отметил, что «яйцо с птицеводческой фабрики не хуже домашнего».
Главный ветеринарный врач Кубани Георгий Джаилиди выразил обеспокоенность тем, смогут ли ЛПХ и КФХ при производстве «домашнего яйца» для крупных розничных сетей обеспечить все необходимые параметры безопасности. Также ему выпала роль как последнему выступающему подвести итог «круглому столу». Георгий Джаилиди высказал, наверное, общее мнение, что некоммерческая организация «Союз птицеводческих хозяйств Кубани» должна активнее работать с руководителями супермаркетов, отстаивая интересы производителей.
Было принято решение о создании рабочей группы, состоящей из участников «круглого стола», которая в течение месяца постарается найти компромис-
сное решение, устраивающее всех: и производство, и торговлю, а главное – потребителей, заинтересованных в приобретении качественной недорогой кубанской продукции.
Все участники рынка поработают в новом режиме, а через месяц актив еще раз соберется на совещание, чтобы проанализировать сделанное.

Инна БОКАНЧА
Фото Петра ЯНЕЛЯ
Краснодар

 

Расскажите друзьям:

Наши партнеры