Вы здесь

Настоящее и будущее российского АПК

12 октября 2016 16:22
Настоящее и будущее российского АПК

Отечественные аграрии не только успешно реализуют программу импортозамещения в целом ряде отраслей АПК, но и намерены экспортировать свою продукцию. Особенности выхода на зарубежные рынки обсудили участники международного саммита «Аграрная политика России. Настоящее и будущее», прошедшего в Сочи на территории олимпийского объекта «Адлер-Арена».  

На собственных хлебах

В первый день проведения саммита одним из ключевых мероприятий стало пленарное заседание с выступлениями руководителей ведомств, экспертов, непосредственных участников рынка АПК. Многие спикеры сошлись во мнении, что собственное сельскохозяйственное производство в России состоялось. Но аграрные активы необходимо не только сохранить, но и приумножить. А с этим дела обстоят не так просто. С одной стороны, до сих пор не восстановлен земельный фонд, частично утраченный в девяностые годы, с другой – земли, который есть сейчас, управляется далеко не лучшим образом. И все же за два года санкционного противостояния со странами Запада, положительные результаты были достигнуты. Россия постепенно восстанавливает собственное сельхозпроизводство, самостоятельно обеспечивает себя зерном, а также мясом птицы, свининой, яйцом. На данном этапе важно повышать конкурентоспобность отечественной сельхозпродукции, создавать новую систему переработки и выходить на зарубежные рынки сбыта. С учетом больших аграрных активов Россия имеет реальный шанс стать крупной экспортирующей страной. Уже сейчас наша страна – крупнейший экспортер зерна в мире. Например, экспорт кубанского зерна и продуктов его переработки за первое полугодие 2016 года вырос на 30% и составил 7,4 млн. тонн, охватив 45 стран мира.

– Для России важна устойчивость сельскохозяйственного производства, – отметила Евгения Серова, руководитель представительства Продовольственной и сельскохозяйственнной организации Объединенных Наций (ФАО) в РФ. – Чтобы обеспечить эту устойчивость, следует ликвидировать волатильность урожаев. По основным культурам сегодняшняя волатильность в десятки, а иногда и сотни раз выше чем, например, в Канаде. И по сравнению с 2008 годом она только увеличилась.

Необходимо преодолевать и технологическое отставание. По мнению Серовой, страна, которая до сих пор зависит от импорта семеноводческого и племенного материала, не может считать свое производство устойчивым.  Кроме того, в России весьма низкие расходы на науку и аграрное образование, и отсутствует национальная стратегия по сокращению потерь урожая на душу населения. В свою очередь для устойчивости продовольственной системы нужно оказывать поддержку малым производителям как противовесу крупным игрокам сельскохозяйственного рынка. Если в этой системе работают, условно, 10 крупных компаний, то такая продовольственная система не может считаться устойчивой, убеждена Евгения Серова.

Мясо санкций не боится

Наряду с зерном в перечень экспортных товаров российские сельхозтоваропроизводители планируют включить также мясо.

– Россия хорошо представлена на мировом рынке зерна, набирает обороты и масложировой сегмент, – констатировала Дарья Снитко, начальник Центра экономического прогнозирования АО «Газпромбанк». – Вряд ли наша страна станет серьезным экспортером плодово-овощной продукции. А вот на рынке мяса нам есть, за что побороться.  

Мясной рынок не является основным в мировой аграрной торговле: его доля в совокупных оборотах в мире составляет лишь около 15%,. Однако в финансовом выражении это все равно серьезные деньги. 

– Еще несколько лет назад наша страна была одним из крупнейших покупателей мяса на мировом рынке, а теперь в сегменте мяса птицы импортозамещение можно назвать вполне успешным. Мы сами начинаем экспортировать мясную продукцию, – прокомментировала Дарья Снитко. – В 2017 году Россия может сравнять импорт мяса птицы с экспортом, что является огромным достижением отечественного аграрного сектора. То же самое происходит и в сегменте свинины, только медленнее. 

Рост рынка животноводства – это еще и развитие кормовой базы, а также увеличение спроса на различные кормовые культуры. Все это, по оценкам Дарьи Снитко, должно стабилизировать рынок зерна и различной продукции растениеводства, придать устойчивости российскому аграрному сектору в целом. Поэтому экспорт мяса – не столько стратегическая задача животноводов, сколько наглядный показатель всей агарной политики государства.     

Технологическую и структурную модернизацию мясной отрасли Россия начала еще в начале «нулевых». С 2005 по 2015 годы прирост производства мяса птицы составил 491%, превысив среднемировые показатели в 8 раз, мяса свинины – 96%, превысив среднемировые показатели в 5,5 раз. Только за первые 8 месяцев 2016 года производство мяса птицы увеличилось на 4%, свинины – на 15% по отношению к аналогичному показателю года 2015-го. Структура производства мяса в России стала более или менее соответствовать структуре потребления.

В стране постепенно развивается и мясное скотоводство. По оценкам Максима Синельникова, заместителя директора исполнительного комитета Национальной Мясной Ассоциации, еще 6 лет назад доля мясного скота в общем поголовье КРС составляла 2%, остальные 98% – молочное поголовье. В 2016 году доля скота мясного сегмента равна 15% от общей численности всего поголовья КРС в России. 

– На восстановление объемов производства мяса у нас ушло 26 лет, –  отметил в своем выступлении Максим Синельников. – Сегодня Россия занимает лидирующее место в мире по росту производства свинины, обогнав Китай, США и Канаду. Наша страна вышла на четвертое место в  мире по производству мяса птицы, на седьмое – по производству яйца. В этом году экспорт мяса птицы вырос в 2 раза и превысил импорт. В целом динамика очень высокая. Но нужно понимать, что наш экспорт пока ориентирован на такие страны как Украина и государства ЕАЭС.  Без экспорта мы не можем полностью загрузить производственные мощности своих предприятий. Однако нужно придерживаться такой стратегии, чтобы зарабатывать как на вывозе продукции за рубеж, так и на ее ввозе.

Большой экспортный потенциал

Теме перехода от импорта к экспорту были посвящены и параллельные тематические сессии саммита. Как отметил в своем выступлении на «круглом столе» по поддержке экспорта Константин Евстюхин, управляющий директор по нефинансовой поддержке Российского экспортного центра, сельское хозяйство – один из немногих секторов экономики, где  экспорт  продукции растет не столько в количественном выражении, сколько в стоимостном выражении. Экспорт продовольствия вырос в стоимости на 5,1% по сравнению с 2015 годом. Ожидается, что по итогам года он превысит прошлогодний показатель, достигнув порядка 14,5 млрд долларов. 

– Потенциал экспорта большой, и российские экспортеры активно смотрят на рынок Юго-Восточной Азии, – подчеркнул Евсюхин. – Но при этом есть ряд ограничивающих факторов. Например, защитные меры иностранных партнеров по допуску нашей продукции, а также недостаточная развитость нашей логистической структуры для доставки продовольствия на внешние рынки.

В свою очередь, как отметил представитель комитета международного сотрудничества Министерства сельского хозяйства РФ, наша страна по продовольствию достигла того уровня, когда она способна сама себя обеспечивать. Выполнены основные критерии продовольственной безопасности. Продукты, которые ранее считались традиционно импортными, замещаются товарами российского АПК. Дальнейшее развитие этой сектора экономики связано с расширением рынков сбыта и увеличением экспорта. При Минсельхозе создана межведомственная рабочая группа по развитию и поддержке экспорта сельхозпродукции, представители которой  работают в тесном контакте с отраслевыми союзами и ассоциациями.

Андрей Дальнов, руководитель направления стратегического маркетинга группы «Черкизово», считает, что для повышения маржинальности именно экспорт – наиболее быстрый путь развития, дающий максимальный эффект. Процент самообеспеченности мясом в России довольно высок, и отечественная мясная отрасль имеет большой экспортный потенциал.  Наиболее емкие рынки – страны ЕС, Китай, Япония, Южная Корея, Саудовская Аравия. Развитию экспорта поможет девальвация рубля.

– Мы достигли той точки, когда необходимо выходить на экспорт для поддержания маржинальности в условиях кризиса, – подчеркивает Андрей Дальнов. – Но сделать это будет очень непросто. Предстоит серьезная работа по освоению внешних рынков. 

Уже в 2015 Россия экспортировала около 65-70 тысяч тонн курятины – больше всего в Гонконг и Вьетнам. А по данным Россельхознадзора, 45 российских предприятий намерены экспортировать свою продукцию в Египет. Все это наглядно свидетельствует о насыщении внутреннего рынка мясными продуктами.

 

Впрочем, так просто российскую продукцию на зарубежные рынки никто не пустит. Многие страны обязательно требуют что-то взамен, и это часто становится камнем преткновения. Ведется работу с большим количеством организаций по допуску отечественной продукции на зарубежные рынки. В стране должна действовать нормальная ветеринарная служба, которая может гарантировать безопасность и качество продовольствия, должна функционировать система мониторинга за болезнями животных. Недавно стартовала процедура допуска мяса птицы в Южную Корею. Но процесс этот небыстрый. Корейцы захотели, чтобы было расписано количество ферм-экспортеров по каждому виду птицы.  

Как бы то ни было, обесценивание рубля дает отечественным производителям важное конкурентное преимущество в сравнении с зарубежными предприятиями – удешевление продукции.

По итогам саммита его участники выработали конструктивные решения по целому ряду вопросов, связанных с обеспечением продовольственной безопасности страны, насыщением рынка качественными пищевыми продуктами и наращиванием экспортного потенциала российских сельхозтоваропроизводителей. 

Андрей Пугачев,

фото автора

Расскажите друзьям: