Вы здесь

Сам вырастил – сам переработал

23 декабря 2014 13:27
Сам вырастил – сам переработал

Представитель малого бизнеса  Кирилл Алексеевич Козлов, руководитель фирмы «Бионово» (г. Армавир), рассказал  корреспонденту Российского аграрного портала   о семейном агробизнесе, поделился своим мнением об организации сбыта продукции малыми предприятиями.

- Сельское хозяйство и переработка – это то, чем я занимаюсь на данный  момент. Наш бизнес — семейный, вместе со мной работают мой отец, дядя, тетя, брат. Примерно 80 процентов бизнеса приходится на переработку и находится на территории Новокубанского района. Ассортимент производимой продукции пока невелик: халва, подсолнечное растительное  масло холодного отжима, натуральный мармелад. Весь подсолнечник, который выращиваем,  перерабатываем сами. Раньше брали у других сырье на переработку, сегодня это занимает только 20%. Семечка под наше производство специально выращивается в Кавказском районе. В этом году на территории Армавира заложили ягодники, сады, и в будущем собственное сырье также пойдет в переработку.

Планы у нас большие, но, к сожалению, мы столкнулись с тем, что ситуация в АПК страны складывается неблагоприятно  для молодых предпринимателей, которые начали свой бизнес недавно и только пытаются  вывести продукцию на рынок. Будет ли их предприятие успешным, во многом зависит от организации сбыта. Мне кажется, у малых производителей есть только один выход – в создании   кооперативных магазинов, открытых совместно  с другими фермерами, с переработчиками.  Механизм, на мой взгляд, прост: несколько фермеров берут  магазин в общую аренду, что называется  в складчину, при этом четко понимая, что торговая точка останется общим делом. Надо организовывать все таким образом, чтобы  в магазине не было больших наценок на продукцию, и вместе нести траты на его содержание. Но еще до организации совместного дела всем необходимо собраться, поговорить и прийти к общему знаменателю. Ведь человек свою истинную потребность в чем-либо раскрывает на самом деле крайне редко. Когда речь идет об объединении в кооператив, то надо обсудить все детали сотрудничества заранее. Например, уровень закредитованности фермера-коллеги. Сейчас это действительно  острая проблема - закредитованность населения. В условиях общества потребления людям очень сложно понять,  сколько ему нужно денег  для жизни. Фермер, например, начинает с небольшого участка земли, с 50 соток, но потом, пытаясь расширить  агробизнес, влезает в долги, приобретает зачастую ненужную ему технику, совершает другие расточительные покупки. И может умолчать об этих обстоятельствах.

Фермеру, чтобы развиваться, необходимо брать кредиты под конкретные и нужные проекты. Но если взял  кредиты, надо производить большие объемы продукции, искать пути ее удешевления, например,  пойти на то, чтобы добавлять   в нее различные добавки, заменители и прочие ненатуральные ингредиенты. Потому что ему, чтобы «отбить» кредит,  свою продукцию необходимо поставлять в крупные розничные сети. Но это – не наш путь.

- А с какими проблемами вы столкнулись в практической работе? И наоборот, какие преимущества есть у малого бизнеса?

-Столкнулись, например, с проблемами в поставках необходимого нам натурального сырья. Чтобы сделать тот же мармелад без вкусовых добавок, на натуральном соке, нужно добавить пектин, но отечественного пектина в продаже нет. Поэтому приходилось приобретать французского производства, хотя в его качестве и натуральности я не полностью уверен. В крае нужно открыть производство пектина,  причем в эту работу должно включиться государство и помочь бизнесу и науке найти точки взаимодействия.

Нам для производства хлебобулочной продукции нужны фрукты. Сейчас в Армавире вы не купите обычных пирожков с яблоками, только с конфитюром, зачастую – импортным. Производитель берет ведро конфитюра, в него добавляет 100 граммов натуральных яблок,  остальное заполняет импортными пектинами и крахмалами, сдабривает   добавками,   и все это кладется в пирожки.

Я же - сторонник здорового питания, поэтому и других людей не могу кормить ненатуральной продукцией. Мы решили делать сами натуральный конфитюр, пусть пока в малых объемах. Начнем выпускать для себя, может и другие последуют нашему примеру.

Вот поэтому  я  и решил вырастить собственный яблоневый сад. У меня  10 гектаров земли, часть  планирую использовать под этот проект. Закладку будем проводить по двум схемам: немного сада интенсивного типа, потому что хочется получить продукцию быстрее. А также заложим семенные подвои (саженцы я заказал у северян). Это будут деревья, которые  имеют срок жизни не 13-15 лет, а около 100 лет. Я стремлюсь к тому, чтобы как можно правильнее  заложить надежный семейный бизнес, чтобы, когда его передадим детям и внукам, у них  не возникало каких-либо проблем.

С таким подходом под краевую программу субсидирования многолетних насаждений мы не подходим, потому что там средства выделяются только под интенсивное садоводство. А то, что намерен делать я по закладке садов, скорее относится к альтернативному садоводству. Конечно, закупив саженцы  в сертифицированном питомнике, я могу предоставить все необходимые для субсидирования документы,  но при этом должен высадить свой сад согласно схеме, которую мне предложат.

В этом году я приобрел саженцы на сумму 500 тысяч рублей, и до тридцати процентов этой суммы  мне государство могло бы вернуть. Однако та схема, которую предлагают,   мне не подходит, потому что я хочу, чтобы    мой сад жил и плодоносил не 15 лет, а гораздо дольше. И если провести насаждения  по предлагаемой интенсивной схеме, я вынужден буду все 15 лет поливать сад химикатами. Я же  планирую  смешанные посадки: между деревьями посажу ягодники. Может, мою идею  кто-то не одобрит, дескать, мог бы 150 тысяч рублей сэкономить, но предпочитаю идти своим путем.

Возвращаясь  к вопросу реализации, хочу отметить, что наше предприятия способно производить порядка  30 тонн халвы, мармелада в месяц, но только очень небольшая часть продукции отправляется в магазины. С супермаркетами не работаем вообще - малый производитель просто не может войти в торговые сети, не  снижая  качество   продукции, не удешевляя ее в их пользу.

Поэтому мы придерживаемся  другой позиции:  наш продукт должен быть узнаваемым, чтобы покупатели, попробовав его однажды, сами начинали искать, где же его приобрести. Нас сильно выручают сельскохозяйственные ярмарки, проходящие на территории Новокубанского, Отрадненского районов,  а также в Армавире и Краснодаре.

Есть, конечно, еще один способ реализации продукции – через интернет-магазин. Однако люди у нас привыкли выбирать ее по-другому - им надо прийти, пощупать, попробовать... На ярмарке же для этого есть все возможности.

Преимущества малого бизнеса, на мой взгляд, в том, что мы можем дать потребителям возможность проследить от начала до конца весь процесс производства. Когда сам торгуешь в собственном магазине или на ярмарке, то потребитель может поговорить с  тобой, производителем, как говорится, глаза в глаза, расспросить, как продукцию производишь,  видит, как относишься к своей работе... И потом еще не один раз будет обращаться к вам за покупкой. А в супермаркете такое невозможно, там все обезличено.

- Дороже или дешевле  натуральная продукция обходится самому производителю?

- У нас нет никаких  оснований завышать цену. Но на данном этапе,  честно  скажу, я  получаю даже  сверхприбыль. Сложился какой-то парадокс… Если начинаю продавать свою продукцию по обычной цене, то ее перестают  покупать, не верят, что натуральный продукт может стоить дешево. Но это вполне реально, ведь при его производстве  не применяем никаких дорогих добавок, красителей, средства дополнительной механизации. Просто делаем нормальный продукт, и он по определению  не может стоить дорого.  Поэтому из-за того, что люди не верили в его натуральность, пришлось немного завысить цену. Зато она долго не менялась. В рознице три года назад наш мармелад стоил 120 рублей за килограмм, и столько же стоит сейчас. А вот остальные производители нас  в цене уже догнали.

Наше производство существует 12 лет, из них семь лет мы работали без кредитов. Когда в конце одного из «кредитных» годов проанализировали, выгодно ли работать  с заемными средствами, то оказалось, что   прибыли  не получили, только и успевали погашать проценты. Вроде бы и сами «поели», и «покормили» банк. Да, год прожили, но ничего не отложили на развитие, и опять были нужны  новые средства. Тогда и решили не торопиться,  а идти своим путем, развивать производство постепенно. То, что  получаю   на переработке, вкладываю  в землю. От кредитов отказался принципиально. Не беру!  Свой проект по закладке сада рассчитываю реализовать за три-четыре года, вкладывая в него те деньги, которые сегодня зарабатываю.

В нашем ассортименте нет пока продукта повседневного спроса. Мармелад, халва таковыми не являются. Их сегодня купят, а завтра уже за ними не придут. Поэтому мы работаем над тем, чтобы выпускать продукт повседневного спроса. Возможно, это будет хлеб, бездрожжевой, натуральный, причем в небольших объемах.

Я не расширяю глобально свой бизнес, и нам не нужны супермаркеты. Третий год  мы успешно реализуем свою продукцию, не поставляя ее ни в один крупный магазин.

- Кирилл Алексеевич, а как вы относитесь к брендированию продукции?

- Я против создания общих брендов. Объясню почему… Этот путь навязан нам западом. В России все должно быть по-другому: потребители  доверяют проверенным производителям, попробовав их продукцию.

Взять, к примеру, бренд ЭКО-продукция. Многие сегодня делают из него удобное средство для зарабатывания денег. Когда из импортных семян производят овощи, я не считаю их ЭКО-продукцией. У меня нет бренда ЭКО,  но зато при открытии новой торговой точки на протяжении месяца каждый день приезжаю в пять утра, сам стою за прилавком, общаюсь с людьми, они пробуют мой натуральный продукт, начинают привыкать к нему и понимают: это то, что им надо.

- Как вы считаете, супермаркет - это социальное явление?

- Думаю, да. Когда в   Краснодаре мы попробовали открыть магазин в новом микрорайоне, где живут молодые семьи, взявшие жилье в ипотеку, оказалось, что в него покупатели не идут. И ярмарки там немноголюдны. Проживающие в данном микрорайоне - это люди, которые ходят за покупками в супермаркеты за обезличенными товарами. А вот самые посещаемые в краевом центре ярмарки - на улицах Одесская, Буденного и другие, где еще живут краснодарцы старой формации. Они приходят пораньше, так как привыкли к тому, что именно утром можно купить свежий и натуральный продукт.

Беседовала Инна БОКАНЧА

Расскажите друзьям: