Вы здесь

Селекция, спрятанная в картинах

05 апреля 2018 14:28
Селекция, спрятанная в картинах

Правильному пониманию основ селекции через восприятие и анализ произведений искусства обучали слушателей «Школы молодых ученых», прошедшей во Всероссийском научно-исследовательском институте масличных культур имени В.С. Пустовойта в начале апреля.

Школа молодых ученых была посвящена современным методам в селекции и технологии возделывания масличных культур, о которых рассказали старшие и опытные коллеги. Открыл мероприятие  врио директора ФГБНУ ВНИИМК, академик РАН, доктор сельхознаук Вячеслав Лукомец.

 – Сегодня происходит концентрация научных ресурсов, – сказал В.М. Лукомец. – Создаются крупные научные центры в стране, объединяющие в своем составе различные институты. Много внимания уделяется поддержке молодых ученых через грантовые программы. Нужно активнее в них участвовать.

Вячеслав Лукомец в своем вступительном слове подробно остановился на тех направлениях, которые будут актуальны в ближайшем будущем. Это, прежде всего, междисциплинарные исследования. Исследования биологических объектов должны включать в себя изучение всего комплекса проблем, связанных с ним. Комплексные будут наиболее востребованы производством. Узкие вопросы в науке также, несомненно, есть. Но сегодня они не станут актуальными. Если же все-таки ставить в основу исследования узкие вопросы, то они должны касаться, к примеру, редактирования генома растений, взаимодействия корневой системы с почвенной биотой,   отдельными бактериями. Знания, которые формируются на основе корректировок уже имеющихся результатов, сегодня не востребованы. Кроме того, молодым ученым для дальнейшего продвижения их научной деятельности нужна методическая грамотность в проведении исследований. Сегодня многие ученые вольно относятся к экспериментам. Нужно вернуться к строгому выполнению методических указаний.

Доклады ученых были посвящены различным темам от генной инженерии и клеточных технологий в растениеводстве до современных методов в защите масличных культур от болезней и вредителей. Также, для молодых ученых было проведено практическое занятие в лаборатории иммунитета и молекулярного маркирования, а в теплице института им продемонстрировали, как использовать фитотрон для ускорения селекционного процесса по созданию ЦМС-гибридов озимого рапса.

Большой интерес у молодых ученых вызвал доклад Людмилы Цаценко, доктора биологических наук, профессора КубГАУ, посвященный иконографии растений. Зарубежными и отечественными учеными создана иконографическая база. Это направление в науке появилось двадцать лет назад: Д. Джаник из США – цитогенетик растений – стал его основателем. Интереснейшие работы были опубликованы рядом ученых: по иконографии баклажана, моркови, рассмотрены первые образы кукурузы. Например, израильский ученый Парис Н. посвятил свою работу исследованию иконографии тыквы, арбуза, дыни. Итальянский ученый Маззола описал в своей работе видовое разнообразие растений Сицилии по гербариям мозаики античной иллюстрации. И таких примеров – множество…

– С помощью иконографического анализа можно получить информацию по истории растений, о видовом разнообразии культур, по истории селекции агрокультур, – сказала Л. В. Цаценко. – Первые изображения растений в античные времена встречаются на барельефах египетских колон, пещерах, мозаике. В период Средневековья – на календарях и часословах. Художники эпохи Возрождения уже очень реалистично передавали образ растений, точно выписывая все детали, цвет. Малые и большие голландцы изображали растения в жанровых сценах, натюрмортах. 

По словам ученого, один из первых образов пшеницы в произведениях искусства был воплощен в картине «Уборка хлебов» немецкого художника Х. Бехама. Строение эпохи Возрождения Вилла Фарнезе (1515-158 гг.) все расписано фоновыми фресками Рафаэля Санчеса и Джованни да Удине, на которых изображены гирлянды из цветов и фруктов. Внимательно изучив галерею Эрмитажа «Лоджии Рафаэля» (1792 г.), вы найдете там роспись с различными формами колосьев пшеницы. Увидев картину Питера Брейгеля «Лето» вы с не меньшим удивлением для себя обнаружите, что в 1556 году  пшеница была ростом выше человека и ее, если бы она оставалась в таком же виде, невозможно было бы убирать с помощью комбайнов. Колос пшеницы также стал темой для одной из картин известного художника Сальвадора Дали (1947 г.). Произведения искусства художников Джованни Станчи (1645 г.), Рафаэля Пил (1822 г.) и Фриды Кало (1954 г.) наглядно рассказывают о том, как видоизменился… арбуз. До двадцатого столетия ягода не была такой алой, кожура арбуза имела более толстую структуру, семян внутри было гораздо больше. Целая серия картин посвящена ветвистой (многоколосной) пшенице, например, Чарлза Коллинса (1734 г.), Ахена (1787 г.). Она отличалась от современных форм тем, что образовывала в несколько раз больше зерен.

По итогам этой части мероприятия, молодые ученые сделали вывод, что использовать искусство как источник для информации о развитии сельского хозяйства можно и нужно.

Всего «Школа» продлилась два дня – за это время много полезной информации получили ее слушатели и, возможно, именно здесь нашли для себя будущие темы для дальнейших научных свершений.

Инна БОКАНЧА
Краснодар

Расскажите друзьям: