Вы здесь

Время холодных дождей

15 сентября 2014 15:57
Время холодных дождей

Надо признать, что санкции ЕС, а также присоединившихся к нему стран, несколько изменили картину на продуктовом рынке России. И не только потому, что исчезли с прилавков ставшие привычными импортные продукты, но и цены на многие отечественные поползли вверх. И дело не только в том, что сократилась доля импорта. Она просто подтолкнула и ускорила тот скачок цен, который рано или поздно должен был у нас произойти. И тем экспертам, которые оптимистично утверждают, что нишу, освободившуюся от импорта, очень быстро займут продукты, произведенные российскими фермерами, стоит снять розовые очки и пристальнее вглядеться в те процессы, которые происходят в нашем родном АПК.

Не было бы счастья…

Конечно, «холодный дождь» санкций, надо надеяться, заставит задуматься и правительство, и региональные власти о продовольственной безопасности страны и о том, как будут себя чувствовать в этой ситуации регионы. Ведь как бы мы ни гордились тем, что наш АПК в последние годы начал получать более ощутимую поддержку из бюджета, Ростовская область, к примеру, за четыре года увеличила ее в разы, это все равно намного меньше того минимума, который получают фермеры на Западе.

Если взять три базовых продукта – хлеб, мясо и молоко, то они сегодня свободно и в широком ассортименте лежат на прилавках. Но потребителя волнует цена, которую за эти продукты придется платить в ближайшие месяцы. Ведь стоимость мяса птицы уже увеличилась на 30 и более процентов. Хорошо если повторится прецедент пятилетней давности с гречневой крупой: за небывалым – чуть ли не на 300 процентов – подорожанием из-за неурожая, к следующему сезону все вернулось на круги своя. Нам приводят данные, что зависимость от импорта говядины и молока, к примеру, в таких регионах как Ростовская область не превышает 10 процентов. Но объемы мяса и молока за один сезон увеличить на 10 процентов сложно. Россияне пока такими темпами в области животноводства похвастать не могут. Увеличение производства мяса говядины даже на 1,5–2 процента требует серьезных капитальных вложений. С мясом птицы проще. Но и здесь проблему можно решить, только вводя в строй крупные комплексы.

При этом не стоит забывать, что освободившуюся нишу начнут тут же заполнять те импортеры, у которых уже есть готовый, а не виртуальный продукт. Пока ферма построится, пока даст прибыль, а тут и мясо из Латинской Америки подоспеет.

Как бы ни старался наш крестьянин, основных конкурентов ему пока приходится не опережать, а догонять. И здесь надо не столько уповать на активизацию предприятий АПК, сколько на государственную поддержку сельхозпроизводства – основу нашей продовольственной безопасности. И может быть, именно введенные санкции приблизят принятие тех мер для поддержки и развития сельхозпроизводства, о необходимости которых на всех уровнях заявляют правительству и руководители крупных предприятий АПК, и лидеры аграрных отраслевых союзов, и фермеры.

Что у нас в закромах?

Ростовская область, Кубань, Ставрополье вряд ли испытают ценовой шок на продукты от введенных санкций. По заявлению заместителя губернатора Ростовской области Вячеслава Василенко, импортозамещение потребуется по мясу, сырам, сливочному маслу, овощам закрытого грунта и фруктам. На Дону 60 процентов потребления мяса обеспечивают местные производители, затем идут поставки из регионов России, на долю импорта остается 13 процентов. Основной производитель колбасных изделий ООО «РКЗ-Тавр» использует в производстве импортную говядину, закупаемую в странах Латинской Америки, которые санкций против России не поддержали. Область потребляет в год 128 тысяч тонн мяса птицы, из которых чуть меньше половины завозится из других регионов России, доля импорта незначительна. Но и ее заменит рост объемов местного производства мяса птицы на 20 тысяч тонн уже в нынешнем году. А в будущем должны снова включиться в работу предприятия компании «Оптифуд». Это 60 тысяч тонн мяса птицы. Серьезные резервы намерен подключить и ООО «Евродон-Юг», увеличив производственные мощности на 15 тысяч тонн мяса индейки.

С говядиной сложнее. Но здесь расклад очень интересный. Ежегодно говядины в области потребляется 77 тысяч тонн. Доля ввозимой продукции – более 50 процентов. Основной объем ввозится из соседних регионов, в том числе доля импортной продукции – 10 процентов. Но в чем парадокс: те фермеры и предприниматели, которые в 2012-2013 годах взялись за откорм КРС, жаловались на низкую рентабельность производства и то, что в области они не могли реализовать говядину по достойной цене. Приходилось сбывать ее за пределы области. Пусть не десять, но три-четыре процента дефицита вполне покроют местные производители, которых раньше вытесняла со «своего поля» импортная говядина. К тому же в Родионово-Несветайском районе готовится к запуску откормочный комплекс замкнутого цикла ООО «Рафаэль» на две тысячи тонн мяса в год.

Из 96 тысяч тонн свинины, которые ежегодно потребляют в области, из регионов России ввозится 38 тысяч тонн. Но уже в текущем году увеличение объемов производства свинины на пять тысяч тонн будет обеспечено за счет реализации инвестиционных проектов компании «Русская свинина» в Каменском и Миллеровском районах. В 2015 году прирост составит 1,5 тысячи тонн за счет введения агрокомплекса «Развильное» в Песчанокопском районе. По заявлению руководителя предприятия, уже нынешней осенью будут заполнены животноводческие помещения, которые были закрыты из-за угрозы АЧС. Но создав условия, соответствующие 4-му уровню компартмента, закрытому, полностью замкнутому типу производства с высоким уровнем защиты, «Развильное» снова возвращается к откорму свиней.

Что касается молока, то собственное производство – около 1 миллиона 190 тысяч тонн – обеспечивает 91 процент от потребности. Здесь, конечно, придется поднапрячься. Сегодня некоторые перерабатывающие молоко предприятия находятся на грани банкротства. Но при этом увеличат объемы производства ЗАО «Молочный завод Мясниковский» (переработка 60 тысяч тонн молока в год, выпуск цельномолочной продукции), ОАО «Сыродельный завод Семикаракорский» (производство 1,5 тысячи тонн сыров в год), ООО «Аксайское молоко» (переработка 6 тысяч тонн молока в год, выпуск цельномолочной продукции), ОАО «Сальское молоко», ОАО «Тацинский молочный завод», ООО «Ростовский завод плавленых сыров». Этим предприятиям для того, чтобы задействовать простаивающие мощности, нужен был гарантированный сбыт. Процесс импортозамещения дает им шанс. Но не все так просто происходит на реально действующем рынке, как это выглядит на бумаге и в рассуждениях экспертов. Подводные камни для развития своих перерабатывающих и производящих сельхозпродукцию предприятий у нас найдутся даже при самых благоприятных внешних условиях.

Так чего же нам не хватает?

Стоит сразу вспомнить о тех проблемах, которые аграрии постоянно называют на всех совещаниях, фермерских конференциях и прочих форумах, причем уже после вступления в ВТО, когда с притоком импортной продукции на наш рынок все смирились. Это и длительные сроки рассмотрения заявок кредитными организациями при реализации инвестиционных проектов – некоторые затягиваются на несколько месяцев, бывает – до года. Что касается инвестиционных площадок, то пока инженерная инфраструктура многих далека от привлекательной для инвесторов, а подключение к инженерным сетям стоит дорого. Субсидирование из федерального бюджета инвестиционных кредитов, привлеченных сельхозтоваропроизводителями и организациями АПК после 1 января 2013 года, помогло бы решить массу проблем в отрасли.

В Белоруссии введение санкций против России восприняли не только как возможность увеличить поток продовольствия соседу. В первую очередь там заговорили о необходимости привлечения инвестиций в переработку! Задача: использовать текущий момент не просто для того, чтобы продать то, что уже есть, но и развиваться, выйти на новый уровень. Это при том, что качество продовольствия, которое поступает в торговые сети по ценам, доступным всем категориям граждан, в республике намного выше нашего. Но не только пример Белоруссии должен нас вдохновлять. Всего в 600 километрах – Белгородская область, где дела с продовольствием, его производством и переработкой ничуть не хуже. Чем очень схожи и республика и область, так это тем, что нигде не видела запаханной в почву после уборки соломы. Она вся в тюках, связана и упакована. Потому что животноводство развито. А у нас в области в последние годы крестьяне – владельцы личных подсобных хозяйств, которые давали в свое время серьезные объемы молока, солому днем с огнем найти не могут, да и сено «кусается». Понятно, что в нашем регионе влагосберегающие технологии необходимы, но также необходим и разумный баланс, щадящий пока еще довольно хрупкое производство мяса и молока.

Наталья НИКОЛАЕВА
Фото автора
Ростовская область

Расскажите друзьям: