Вы здесь

Яйцо или курица?

21 января 2016 11:58
Яйцо или курица?

Вопрос: что первично для развития мясной переработки – наличие выращенного скота или убойных предприятий? – вполне соответствует вопросу: кто первым появился – яйцо или курица? Но, на наш взгляд, главное – это меры господдержки, которые должны простимулировать развитие этих двух отраслей. О них и шла речь на выездном совещании правительства с участием представителей бизнеса, которое губернатор Дона Василий Голубев провел в Мясниковском районе. 

Порог, как локоток, – близок

На сегодняшний день Ростовская область занимает 11-е место в рейтинге регионов по производству мяса. Согласно данным Ростовстата, обеспеченность Ростовской области мясом собственного производства (за исключением мяса птицы) составляет 70%. До порога продовольственной безопасности не так уж далеко – не хватает 15 процентов. Но как раз этого показателя достичь будет не так уж просто: многие резервы уже израсходованы, а для новых нужны серьезные финансовые вливания. В соответствии с Государственной программой Ростовской области в 2015 году производство (реализация) мяса в живом весе составит 330 тысяч тонн (в 2014-м – 323 тыс. тонн), в 2016 году – 340 тысяч тонн, а к 2020-му данный показатель достигнет 450 тысяч тонн. Годовые объемы производства мяса в живом весе составляют: говядины 89 тысяч тонн, свинины 81 тысяча тонн, птицы 130 тысяч тонн, баранины 21 тысяча тонн. При этом 44,5% производства мяса сосредоточено в сельскохозяйственных организациях.
За счет чего можно решить проблему недостающих 15 процентов? За счет привлечения более мелких предпринимателей к выращиванию мясного скота и его переработке. Например те, кто уже реализовал крупные проекты, могут развиваться дальше, вовлекая в бизнес мелких предпринимателей. К примеру, в слободе Барило-Крепинской Родионово-Несветайского района компания «Рафаэль» реализовала проект стоимостью 450 миллионов рублей. Запущенная в ноябре мясохладобойня полного цикла мощностью 35 тонн в смену работает на собственной сырьевой базе: здесь создан животноводческий комплекс на 600 голов мясного КРС и мелкого скота. В этом же поселении предприниматель Юрий Панченко два года назад создал козью молочную ферму «Ламанча». Под этим брендом за 10 месяцев текущего года КФХ реализовало свыше 10 тонн продукции, причем бóльшую часть – через крупные торговые сети. 
И в слободе Родионово-Несветайской, и в Мясниковском районе у предпринимателей есть новые проекты развития производства по переработке мяса. Однако реализацию сдерживает нехватка финансов. А ограниченная переработка сдерживает и развитие мясного скотоводства.
По итогам 10 месяцев нынешнего года (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года) поголовье крупного рогатого скота снизилось на 4% и составило порядка 607 тысяч голов, а число овец сократилось на 19 тысяч голов и составило 1 миллион 230 тысяч голов. Хотя эксперты объясняют, что ситуация связана с аномальными погодными условиями в восточных районах области (засуха последние два года) и как следствие – недостаток кормов в данной зоне. Но ключевая проблема сельхозтоваропроизводителей, занимающихся производством говядины и баранины, заключается в отсутствии закупки выращенного поголовья перерабатывающими предприятиями области по соответствующей цене. Поголовье крупного рогатого скота, которое вывозится за пределы области, реализуется полутушами на рынках или используется для изготовления деликатесной продукции и полуфабрикатов. Также из-за небольшого объема закупки овец на областную переработку, значительное количество животных вывозится для реализации в республики Северного Кавказа, Москву и Санкт-Петербург. 
Лишь в свиноводстве на первое ноября текущего года сохраняется положительная динамика. Численность свиней в сельскохозяйственных организациях и КФХ увеличилась на 9% и составила 196 тысяч голов. Дальнейшее развитие свиноводства должно происходить только в сельхозорганизациях, обеспечивающих необходимый уровень биологической защиты. Но на самом деле оно растет в ЛПХ, где свиней по определению лучше не держать, так как там большая вероятность того, что они станут источником возникновения и распространения АЧС.

Когда шлагбаум опущен

Никто не будет спорить с тем, что мясоперерабатывающая отрасль оказывает большое влияние на развитие животноводства. Но в каких форматах должны работать мясоперерабатывающие предприятия? Сегодня в области действуют 25 крупных и средних предприятий. Их стабильная работа зависит от ряда факторов, один из них – качественное сырье. Если раньше производители мясопродуктов могли закупать недостающее сырье за рубежом, то с введением продуктового эмбарго ситуация серьезно изменилась. Год назад перерабатывающие компании переориентировались на отечественных поставщиков и страны, из которых импорт пока доступен. Среднегодовая мощность действующих предприятий позволяет осуществлять убой порядка 330 тысяч тонн скота и птицы в живом весе, в том числе птицы – более 226 тысяч тонн, свиней – более 60 тысяч тонн, крупного рогатого скота – более 40 тысяч тонн, а также производить до 75 тысяч тонн колбасных изделий. Реально в Ростовской области производство мяса и субпродуктов имеет положительную динамику. За период с 2012 по 2014 год рост составил более 23%. Данная тенденция характерна по производству как говядины, так и свинины. Однако по результатам 10 месяцев текущего года наблюдается снижение темпов производства говядины на 11%, произведено 5 тысяч тонн; при этом убойными предприятиями закуплено за пределами области порядка 50% от общего объема переработанного скота. С начала года производство свинины снизилось на 10%, произведено более 17 тысяч тонн мяса, в том числе 23% приходится на долю свиней, завезенных из других регионов. Всего в 2015 году произведено в убойном весе более 22 тысяч тонн мяса (говядина, свинина, баранина), или 90% к уровню аналогичного периода прошлого года. Предприятия объясняют данный спад снижением потребительского спроса. 

Спрос не ударит в нос

Было бы понятно, если бы падение спроса коснулось деликатесных продуктов. Но на говядину и свинину он держится обычно на среднем уровне. Стоит проанализировать и спрос, и поставки мяса из других регионов, которые минуют наши перерабатывающие предприятия и реализуются в торговых сетях. Цена на мякоть свинины там доходит порой – даже не по акциям – до 220–230 рублей за килограмм. Но при том же «падении спроса» в минсельхозе области отмечают, что недостаточно у нас собственного поголовья крупного рогатого скота мясных пород, недостаточно выращивается и свиней. Для решения этой проблемы отдельными предприятиями организуются собственные животноводческие комплексы. Положительным примером подобных объединений являются: «Группа АГРОКОМ», Агрофирма «Респект» (Каменский район), «Русская свинина». Мясоперерабатывающий комплекс «Виктория» Песчанокопского района начал строительство собственной животноводческой фермы. Но возможный вариант обеспечения сырьем предприятий мясоперерабатывающей отрасли заключается в их кооперации с местными сельхозтоваропроизводителями. Производство колбасных изделий за последние три года в целом стабильно. Но надо помнить, что здесь есть резервы, ниша, которую может занять местный производитель: при выпуске колбасных изделий используется сырье не только областного производства, но и из других регионов, а также импорт.
С начала текущего года «Тавр-Зимовники» на забое крупного рогатого скота был не особенно загружен. При этом РКЗ – «Тавр» за 9 месяцев 2015 года импортировал из Республики Беларусь более тысячи тонн замороженной говядины. Ряд других областных предприятий мясной отрасли, кроме поставок из регионов России, закупают мясо в Бразилии и Чили. При выпуске колбасных изделий и производстве полуфабрикатов используется говядина: 12% – областного производства, 66% – завезенное из других субъектов, 22% – импорт. При нынешних закупочных ценах на говядину в полутушах (от 180 до 220 рублей за килограмм) областными перерабатывающими предприятиями при производстве колбасных изделий используется импортное блочное мясо, цена которого около 200 рублей за килограмм. Возникает вопрос: почему при наличии достаточных мощностей по убою сельхозживотных (КРС – 40 тысяч тонн, 60 тысяч тонн свиней), достаточного областного производства мяса в живом весе (говядина – 89 тысяч тонн и 81 тысяча тонн свинины) доля закупаемого мясоперерабатывающими предприятиями сырья у местных производителей составляет небольшую часть? Ведь если направить поток произведенного в области мяса на региональные перерабатывающие предприятия, то от этого симбиоза получится очень хорошая выгода всем. Животноводы будут точно знать, куда сдать выращенный скот, и что их товар востребован. Переработчики, приобретая хорошее сырье, изготовят высококачественную продукцию. Потребители, неоднократно приобретая понравившийся продукт и создавая спрос, будут увеличивать обороты его реализации. Почему же до сих пор не осуществлялось такое взаимодействие? Потому что в большинстве случаев производители и переработчики не находили компромисс по цене, которая устраивала бы обе стороны. А если и те и другие получат дополнительную государственную поддержку из областного бюджета в виде субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат за выращивание крупного рогатого скота и его реализацию на областные перерабатывающие предприятия из расчета на килограмм живой массы? Этот вопрос, надо заметить, ставят не только производители, но и в правительстве области. Там уверены, что данная поддержка позволит животноводам оставлять бóльшую часть молодняка крупного рогатого скота текущего года на территории области с целью доращивания его до кондиционного веса и переработки на местных предприятиях.
На совещании в Мясниковском районе губернатор Василий Голубев пообещал, что решения по этому вопросу будут приняты весной будущего года, после тщательной экономической проработки. 
Наталья НИКОЛАЕВА
Ростовская область

Расскажите друзьям: