Вы здесь

Агробизнес в гармонии с природой

19 июня 2018 14:13
Агробизнес в гармонии с природой

Когда осенью прошлого года снимали видеоролики для иностранцев о местах, где пройдет Чемпионат мира по футболу, то Волгоградскую землю представляли фермеры Колесовы из Среднеахтубинского района. Хозяйство расположено в Волго-Ахтубинской пойме, где хорошо смотрелись пахота и сбор помидоров. Может, тогда и родилась у Колесовых идея заняться агротуризмом и на примере своего КФХ показать горожанам всю красоту сельского хозяйства. Теперь мечта осуществилась: экологическая тропа местного природного парка пролегла через это КФХ.

Работа на пользу людям

Наша газета "Земля и Жизнь" не раз рассказывала, как заповедник доставлял местным сельхозпредприятиям немало хлопот. Лишнего не построить, воду из ериков для полива не взять. Однако Татьяна Колесова видит в пойме больше плюсов:

– Природа здесь особенная, и усилия государства направлены на ее сохранение. И еще должны быть энтузиасты, которые поддерживали бы это стремление.

Колесова уверена, что агробизнес вполне может сосуществовать в соседстве и под контролем администрации природного парка «Волго-Ахтубинская пойма». Хозяйственная деятельность должна приносить пользу людям.

– У нас тоже есть земля, а также техника и специалисты. Наконец, деньги, – говорит моя собеседница. – И мы должны показывать флору и фауну поймы во всей красе жителям Волгоградской области, туристам. Организовать для них отдых, обеспечить защиту редких растений и животных. В выполнении этих задач фермеры и оказывают посильную помощь.

Эта помощь выражается в том, что собственники земельных участков стараются оградить земли от доступа неорганизованных отдыхающих, оставляющих за собой пепелища костров. Пытаются уберечь эту роскошную природу от вытаптывания и порубок, уничтожения диких животных. Кстати, за последние годы в пойме развелись фазаны, они уже не боятся людей и заходят в подворья. Расплодились зайцы, появились лисы и кабаны. Фермеры организуют специальные поляны для размножения и охраны редких видов дикорастущих трав.

От общего Тамара Владимировна легко переходит к своему, частному. Ее семья взялась за собственное хозяйство в 1992 году, когда на фермеров смотрели косо: мол, не накормите страну, ничего у вас не получится. Колесовы оказались едва ли не первыми в области, кто пошел наперекор всему. И было у них поначалу 2,8 гектара земли, зажатой лесами и поселками, которые в пойме встречались на каждом шагу.

– Переживаний было много, – вспоминает Татьяна Владимировна. – Помощь пришла, откуда не ждали – ее оказали директора совхозов.

Как же так? По сути, фермеры становились их конкурентами. Татьяна Колесова не согласна: и тогда были на дружеской ноге, и позже помогали друг другу чем могли, прежде всего – знаниями. Считает, что стереотипы о фермерах удалось развеять. Сегодня хозяйства способны вырастить столько продукции, сколько нужно, считает Колесова.

Пришла пора квот?

Татьяна Владимировна считает, что государству пора переходить на квоты выращивания овощной продукции:

– Ведь у нас уже перепроизводство моркови, лука. Это негативно сказывается на ценообразовании, следовательно, на развитии сельского хозяйства.

Неужели крепкое хозяйство Колесовых тоже терпит убытки? Оказывается, да. Сложился диспаритет цен. Производство лука, моркови, поздней и даже ранней капусты себя не окупает, томаты идут по смешным ценам. Осторожно напоминаю, что на прилавках этого не видно: зимой и весной помидоры чуть дешевле мяса. Татьяна Владимировна не согласна – есть торговые надбавки, они и «правят бал». Также ей не нравится отношение к поставщикам и их продукции в сетевых магазинах. Во фруктах и овощах роются все кому не лень. Что пропадет, вернут производителю без всякой компенсации, и дело с концом.

– Осенью я видела в магазинах капусту по 9–11 рублей, и первая мысль была о том, по каким ценам ее взяли у фермеров? Ведь нужно вырастить, сохранить. Думаю, в продаже она должна быть не меньше 30 рублей за килограмм. Иначе хозяйства не будут развиваться. Поэтому мы и говорим о квотах, об установлении закупочных цен. А у нас многие выращивают нерайонированные сорта овощей, которые тоже приводят к убыткам. Допустим, в пойме нужны сорта, устойчивые к жаре, фузариозу и другим заболеваниям, характерным для нашей местности. Они должны пройти определенные испытания. Фермерским хозяйствам дают на это семена, но их один сезон испробуют и говорят: сейте, хорошие. А сортоиспытания должны идти минимум три года. Многие фермеры, не зная сорта или гибрида, попадают впросак. Я хоть и агроном, но тоже пострадала на капусте. Рассада была отличная, но все сгорело от фузариоза – семена оказались неустойчивыми к этой болезни. И нет закона, который регулировал бы ответственность за их качество. В лучшем случае можно через суд получить стоимость семенного материала.

Сажают все, что растет

Колесовы занимаются практически всеми культурами, которые растут в этой зоне. Так здесь заведено давно: если прогорели на одном, наверстывают на другом. Берутся одновременно и за томаты, и за огурцы, перец и другие овощи. В севообороте появилась даже садовая земляника.

Первые посадки разместили на пяти сотках два года назад, потом площади увеличили сразу до 15 гектаров, и плантации думают расширять дальше. Как земляничные поля, так и другие участки Колесовых сильно разбросаны. Один от другого – в пяти-семи километрах. Это небольшой минус, зато выигрыш в обороте. Вообще же работают не все земли крестьянского хозяйства: часть площадей ждет орошения. Подали заявку на участие в госпрограмме, и КФХ Колесовых включили в нее на следующий год. Нравится и то, что фермерам стали выделять кредиты под 5% годовых. Некоторые жалуются, что им трудно договориться с банками на таких условиях: дескать, финансистам выгоднее дать обычную ссуду.

– Я бы не сказала, что были большие сложности с оформлением льготного кредита, – спорит Татьяна Владимировна. – В этом году мы собрали документы достаточно быстро, и специалисты банка оказывали всяческую помощь.

Колесова ведет меня привычным для нее маршрутом. Проходим теплицы с той самой клубникой итальянского сорта, далее следуют строения с огурцами – сочными, изумрудными, выращенными без химии. А вот почти чудо: двухэтажный парник, который глава КФХ Александр Колесов построил для экономии площади. Несколько теплиц заняты привычными для Среднеахтубинского района помидорами. Причем выращивают здесь местные сорта, выведенные волгоградским селекционером Лией Поповой на опытной станции (теперь Лия Николаевна перешла в агроуниверситет и занимается возрождением волгоградских томатов). С нею Колесовы и сейчас дружат, как и с институтами, которые занимаются семеноводством: Тимирязевкой, НИИ риса, Тираспольским НИИ сельского хозяйства – продвигают отечественные сорта и гибриды болгарского перца и других овощных культур, а для Волгоградского аграрного вуза выращивают рассаду томатов. Кроме того, провели испытания гибрида Рио-Волга. Он выведен на Кубани и показал великолепные результаты – устойчив к заболеваниям, плоды вкусные и ароматные, урожай 100 тонн с гектара. Семян хватило только на полтора гектара, но этот гибрид так понравился, что площади под него непременно увеличат. Сажают и баклажаны. Колесовы предпочитают сорт Фрегат, очень ранний и плодовитый, выведен институтом риса.

Удивили немцев

Рядом с теплицами, на открытом пространстве тоже много интересного. Даже чеснок однажды привел туристов в восторг: они сами отбирали зубцы на посадку, то-то у детей радости было. Вплотную к перьям чеснока раскинулся небольшой сад. По фермерским меркам небольшой, а вообще сотня с лишним стволов, причем разных – яблони и груши, персики и алыча, смородина и малина, ранние и поздние сорта. Сад на капельном орошении. Хозяйка поясняет:

– Зачем зря землю заливать? А с помощью этих трубок мы используем и междурядья. Пока деревья молодые, посадили здесь цветы. Думаю, в России надо развивать садоводство – зачем нам польские яблоки, иностранные малина и крыжовник. Все это есть даже в нашем хозяйстве. Я оптимистка и патриотка, и если вижу, что посадили сад или многолетние культуры, занялись бахчеводством – испытываю гордость. Ведь это же тяжелейший труд!

Вот так и проходят экскурсии. Посетители фермы узнают, чего можно добиться на этой земле за 26 лет, смотрят, пробуют продукты на вкус. Поездки устраивает заповедник. Обычно гости приезжают из Волжского и Волгограда, однажды приезжали фермеры из Германии – посмотреть, как живут российские коллеги. Татьяна Владимировна смеется:

– Оказалось, у них в хозяйствах площади в среднем по 14 гектаров, и выращивают минимум культур. Например, столовую свеклу и картофель. Когда им сказали, что только под перцем у нас 24 гектара, немцы сильно удивились.

Украшением туристической тропы стал птичник Колесовых. В вольерах гомонят цесарки, фазаны, гуси, утки. Всего понемногу, пояснила Татьяна Владимировна.

Зачем Колесовым весь этот агротуризм? Сама же говорит, что прибыли никакой, а времени много отнимает. Татьяна Владимировна ответила на мой вопрос просто: народ стал далек от сельского хозяйства, и нужно его просвещать. Пока гостей водят только по двору фермы, а скоро собираются проложить маршрут и в поля – чтобы было еще понятнее. Заканчивается экскурсия в парке, разбитом на дворе фермы, когда туристов еще не было. За ним ухаживает Елена Айткужинова:

– У нас здесь большое разнообразие цветов. Люди приезжают отдыхать, фотографируются, многие – с детьми.

В парке мне встретились два человека. Думал, туристы, оказалось – представители железнодорожной поликлиники из Волгограда. Завхоз Валерий Подъячев рассказал, что уже два года покупает здесь цветы.

– Позже, может, будем и клубнику брать. Помидоры тоже экологически чистые. Хозяйство очень хорошее, здесь все делают красиво. И Татьяна Владимировна человек отзывчивый, добрый. Сама проводит экскурсии.

Интересно, откуда у хозяйки столько времени? За час-полтора нашего разговора Колесова успела принять машину с грузом, поговорить с бухгалтером, обсудить дела с мужем, дать указания подчиненным и ответить на десяток звонков. На добрые дела время всегда найдется.

Владимир ЧЕРНИКОВ,
наш спецкор
по Волгоградской области

Фото автора

 

Расскажите друзьям: