Вы здесь

Агрострахованию нужна стратегия

08 мая 2018 11:15
Агрострахованию нужна стратегия

Счетная палата указала на необходимость государственной стратегии в развитии агрострахования. «Национальный союз агростраховщиков поддерживает ключевой вывод Счетной палаты о необходимости скоординированной на федеральном уровне государственной стратегии развития агрострахования в России», – заявил президент НСА Корней Биждов. 

На коллегии Счетной палаты был рассмотрен Отчет о проверке исполнения федерального Закона №260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования…». Отмечается, что снижение объема сельхозстрахования с господдержкой и охвата им отрасли АПК происходит на фоне общего сокращения объемов финансирования. В 2017 году количество заключенных договоров с господдержкой снизилось в 2,2 раза по сравнению с 2016-м. При этом сумма страховой премии сократилась в 3,5 раза, страховые выплаты – в 1,9 раза. Причины снижения контрольный орган связал с отсутствием координации государственной политики в области развития страхования сельхозрисков. «Сегодня в сельхозстраховании с господдержкой ответственность разделена. Банк России и НСА, Минсельхоз, Минфин и региональные органы АПК имеют свои обособленные сферы компетенции, но нет ответственного за конечный результат», – указали в Счетной палате. НСА обращает внимание, что Законом о господдержке агрострахования №260-ФЗ ключевая роль отведена Минсельхозу РФ – как «уполномоченному органу федеральной исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере АПК». С другой стороны, непосредственно за практическую организацию господдержки отвечают региональным органам АПК. По мнению НСА, эта особенность организации системы агрострахования – главная проблемная зона. - НСА неоднократно подчеркивал, что обеспечение работы механизмов агрострахования относится к стратегическим задачам федерального уровня. Это единственное направление господдержки, которое регулируется отдельным федеральным законом, – отметил К. Биждов. – У субъектов РФ нет ни возможностей, ни стимулов к созданию на региональном уровне полноценной системы управления рисками АПК в силу величины и катастрофического характера значительной части этих рисков». Именно поэтому включение агрострахования в 2017 году в «единую субсидию» с предоставлением регионам права самостоятельно определять, нужна ли их аграриям поддержка этого направления, привело к плачевным результатам. Госпрограмма развития АПК с 2018 года впервые переведена Правительством на проектное управление, реализованы иные принципы льготного кредитования АПК. Организация системы агрострахования также требует федерального подхода. 

Счетная палата утверждает, что в результате очистки рынка от финансово неустойчивых страховщиков к концу 2017 г. в России осталось всего 19 компаний, которые могли заниматься сельхозстрахованием с господдержкой, что в свою очередь могло создать проблемы для аграриев с доступом к страховой защите. Но этот показатель не является низким: для сравнения, в США на федеральном уровне в агростраховании работает 16 страховщиков. В состав НСА входят 7 крупных федеральных страховых компаний, филиальная сеть которых охватывает все субъекты РФ. По данным Минсельхоза РФ, по состоянию на начало 2018 г. в каждом субъекте РФ присутствует не менее 3 агростраховщиков-членов НСА. Согласно статистике Банка России, страховые компании в 2017 г. практически занимались страхованием агрорисков на различных условиях в 76 регионах. 

По данным Национального Союза агростраховщиков

Расскажите друзьям: