Вы здесь

Картофельное поле для экспериментов

01 октября 2021 09:26
Картофельное поле для экспериментов

Производство картофеля широко распространено во всем мире. В России эту культуру называют «вторым хлебом». Однако еще с 2000 года Росстат фиксирует снижение посевных площадей под картофель во всех категориях хозяйств в 2,5 раза. И хотя урожайность с каждым годом все выше, валовые сборы упали на 50,5%.
По уровню урожайности картофеля Россия в мировом рейтинге занимает 55 место. До недавнего времени наши аграрии собирали картофель в среднем по 170 ц/га. Для сравнения, такие государства как Новая Зеландия, США, Канада, Австралия получают по 400 ц/га и больше. России пока далеко до таких показателей. Но за последние 10 лет средняя урожайность по стране выросла почти в 2 раза. Пальму первенства по урожайности среди регионов держат Астраханская – 320,8 ц/га, Брянская — 270,5 ц/га и Тульская области — 242,3 ц/га.
Самые высокие валовые сборы картофеля в Центральном Федеральном округе. В 2020 году в ТОП-5 регионов по производству этой сельхозкультуры вошли Татарстан 1174, 2 тыс. тонн, Брянская область — 1152 тыс., Нижегородская — 748,8 тыс., Воронежская — 717, 9 тыс., и Башкортостан — 710, 2 тыс. тонны.

Стоит объединяться в кооперативы

О грядущем кризисе в картофелеводстве России ученые предупреждали еще в 2018 году. Так, в одном из своих исследований директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС при Президенте РФ Наталья Шагайда отмечала, что по мере переоснащения хозяйств и внедрения новых технологий будет расти урожайность и снижаться стоимость единицы продукции. Но с учетом соотношения цен, для картофелеводов это будет тяжелый период.
Потребители ощутили кризис в отрасли в январе 2021 года. В сетевом ритейле в условиях дефицита крупных корнеплодов полки заняли мелкие овощи по завышенным ценам. По мнению экспертов, наценка в сетях составила 165%. Индивидуальные предприниматели торговали одновременно с большими магазинами, но крупными корнеплодами по еще более высоким ценам.
К росту цен на картофель привело в том числе сдерживание властями их свободного формирования. Государство стремится сделать максимально доступными овощи борщевого набора для рядовых покупателей. Чтобы выжить в таких условиях, картофелеводы вынуждены диверсифицировать производство, направляя партии крупных корнеплодов не в ритейл, а на переработку.
Помимо переработки картофеля в готовый продукт, еще больше возможностей заработать и диверсифицировать производство для аграриев открывает внешнеэкономическая деятельность. По данным ФТС, набирает обороты реализация картофеля и продуктов его переработки за рубеж. Ситуация с пандемией и вынужденным закрытием границ, возможно, снизила тенденцию, но существенно не повлияла. За три года объемы экспорта в натуральном выражении выросли в 2 раза, а в денежном – составили 147,6 млн долларов за 2020 год.
Рост цен – лишь один из индикаторов переломного момента. Как отмечает зампредседателя Кубанской ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств Петр Емельянов, фермеры проигрывают агрохолдингам из-за того, что не имеют доступа к льготному финансированию, современной технике и технологиям. Экс-министр сельского хозяйства Свердловской области Михаил Копытов, уверен, что фермерам трудно планировать производство больших объемов продукции из-за отсутствия крупных складских помещений. Сетевые магазины не готовы брать фермерскую продукцию даже самого отменного качества, поскольку нужны большие и предсказуемо стабильные объемы поставок.
Руководитель Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств и сельхозкооперативов (АККОР) Ростовской области Александр Родин подчеркивает, что российские фермеры в основном продают свою продукцию через оптовиков. Попасть же напрямую на полку супермаркета практически нет возможности. Но если убрать из логистической цепочки оптовиков и продавать фермерский картофель напрямую потребителю, цена окажется процентов на тридцать ниже. Эксперты сходятся во мнении, что фермерам-картофелеводам необходимо объединяться в кооперативы, чтобы эффективно решать задачи производства логистики и реализации.

Кто экспортирует свежий картофель

В 2020 году экспортное лидерство в реализации картофеля держала Ростовская область, которая продала 129 тысяч тонн корнеплодов. Большую часть продукции донские экспортеры отправили на Украину. Самые высокие объемы были зафиксированы в сентябре и октябре. В эти месяцы реализовано 32 и 25 тысячи тонн соответственно. По данным ФТС, в 2021 году с января по июнь включительно регион отправил на экспорт 36,4 тыс. тонны, ежемесячно отгружая совсем небольшие объемы – в пределах от 3,4 до 9 тыс. тонн. Под урожай 2021 года аграрии Ростовской области заняли картофелем почти 6,1 тыс. га. Несмотря на капризы погоды, валовой сбор ожидают на уровне прошлого года.
Второе место по объемам экспорта картофеля в 2020 году занимает Дагестан, который отправил за рубеж 65 тысяч тонн, из них 60,6 тысячи тонны ушли в Азербайджан. Овощеводство – одно из приоритетных направлений развития республики. Однако площади под овощи снижаются с 2010 года. В этом сельскохозяйственном сезоне под посадками картофеля в республике занято более 18,5 тысячи гектара. Республиканский минсельхозпрод отмечает, что площади уменьшились незначительно по сравнению с прошлым годом, однако урожай ожидают выше. По прогнозам валовой сбор составит около 370 тысяч тонн. Продукцию планируют реализовать внутри республики, а также поставить в российские города — Москву, Волгоград, Пензу, Воронеж, Тамбов.
Третье место в топе экспорта картофеля по итогам 2020 года занимает Оренбургская область, которая реализовала 31 тысячу тонн. Из них 29,3 тысячи тонны ушло в Узбекистан. Власти региона считают, что овощеводство Оренбуржья требует усиленного развития, поэтому придают большое значение сотрудничеству науки и местных аграриев. В области с 2017 года реализуют федеральную программу по развитию селекции и семеноводства картофеля. За это время созданы 23 новых отечественных сорта. Под урожай 2021 года аграрии региона отвели 1,2 тыс. га и валовой сбор картофеля ожидают на уровне прошлого года – 33,1 тысячи тонны.
За первое полугодие 2021 года лидерами экспорта свежего картофеля и продуктов его переработки стали Ростовская (45,7 тыс. тонн), Московская (8,9 тыс. тонн) и Брянская области (3,5 тыс. тонн). Регион-лидер по урожайности — Астраханская область — занимает пока 15 позицию этого рейтинга. Объемы экспорта отсюда составляют всего 631,2 тонны, из них 9,59 тонны – это крахмал и 1,61 тонны — картофель «фри» и чипсы.

Весной египетский, осенью – белорусский

Традиционно весной и летом в Россию поступает свежий импортный картофель из дальнего зарубежья. С получением нового урожая на прилавках появляется отечественный картофель и завезенный из стран СНГ. Объем поставок импортного картофеля за 1 полугодие 2020 года составил 286 тыс. тонн. Из всех регионов России больше всего было поставлено картофеля за этот период на Кубань – 100 тыс. тонн, из которых 98,7 тыс. тонны завез Египет. Москва закупила 92 тыс. тонн, Московская область – 41 тыс. тонн, Санкт-Петербург – 36 тыс. тонн.
По данным ФТС за первые семь месяцев 2021 года, большая часть свежего картофеля в Россию поступила из Египта — 285,9 тысячи тонны. Как отмечают торговые сети, египетский картофель продавали вдвое дороже отечественного. В июне 2021 года поставки импортного картофеля в Россию составили 131 тыс. тонны. Импорт вырос в 2 раза по сравнению июнем прошлого года.
На 12 сентября, как сообщал Россельхознадзор, страны СНГ увеличили поставки свежего картофеля в Россию в 2,6 раза в сравнении с прошлым аналогичным периодом. Так, Беларусь увеличила поставки в 10,7 раза — до 98,3 тысячи тонны. Азербайджан и Армения отгрузили 84,7 тысячи тонны и 28,9 тысячи тонны картофеля соответственно.

На поводу у потребителей

Ежегодно индивидуальные хозяйства уменьшают площади под производство картофеля. По данным Росстата, в 2021 году население России выращивает корнеплод на площади всего 855,5 тыс. га. Хозяйства за 5 лет уменьшили территорию посадок на 23%. Не повлияла на тенденцию и ситуация с пандемией – со снижением доходов рядовые граждане не стали выращивать картофеля больше.
В 2018 году Наталья Шагайда отмечала, что при падении доходов значение картофеля растет. При этом потребление более дорогих продуктов сокращается – люди переходят на дешевые. В том числе на те, которые могут вырастить сами. Однако снижение доходов не обусловило увеличение площадей под картофелем в индивидуальных хозяйствах. Более того, ежегодно уменьшается и потребление картофеля на душу населения. В период с 2005 по 2019 годы снижение составило по разным округам от 8 до 30%.
Меняющиеся тренды в питании и запросы потребителей заставляют крупных производителей экспериментировать. Ученые совместно с представителями бизнеса разрабатывают на основе картофеля новые продукты. Например, Швеция выпустила картофельное молоко. Эти эксперименты объясняют высокой гипоаллергенностью продукта в сравнении с другими, применяемыми в качестве основы для растительного молока. По словам шведского производителя, использование картофеля оптимально как по себестоимости, так и по питательным и вкусовым характеристикам. Возможно, подобные решения вскоре появятся и в России, где происходит диверсификация картофелеводства, развивается переработка картофеля, и меняются покупательские предпочтения.

Ольга Савельева
Краснодарский край

Расскажите друзьям: