Вы здесь

Плоды тревоги нашей

23 ноября 2020 16:41
Плоды тревоги нашей

Последние пять лет российское садоводство демонстрирует высокие темпы роста. Впрочем, это не означает, что в отрасли нет проблем! 2020 год принес с собой форс-мажоры, нанесшие по этому сектору ряд болезненных ударов. Некоторые предприятия даже оказались на грани банкротства…Так что же делать плодоводам, оказавшимся в сложной ситуации? Об этом и многом другом шла речь на заседании «круглого стола» на тему: «Садоводство Юга: проблемы и потенциал». Событие прошло в Краснодаре, его организаторами выступили НО «Союз «Садоводы Кубани» и журнал «Эксперт Юг». А генеральным партнером и участником мероприятия стала компания «Щелково Агрохим».

У природы есть плохая погода

Участие в заседании «круглого стола» приняли представители ведущих плодоводческих предприятий региона. Каждый из поднятых вопросов находил живой отклик в аудитории. Но одной из наиболее наболевших тем стали погодные условия сезона, приведшие к серьезному снижению урожайности плодовых культур.
Напомним: весной в южных регионах страны, где сосредоточен основной пласт плодоводческих хозяйств, были зафиксированы четыре волны возвратных заморозков. Температура при этом опускалась до критической отметки в –11°С. Последствия оказались печальными, но предсказуемыми: произошла гибель плодовой почки, а вместе с тем – и весомой части будущего урожая.


Участники «круглого стола» обсудили самые острые проблемы сезона: возвратные заморозки, засуху, дефицит кадров и другие

Но на этом природа не прекратила «атаковать» плодоводческую отрасль неблагоприятными погодными явлениями. В июне в отдельных районах прошел сильный град, в июле на сады обрушился ураган. По словам Николая Щербакова, генерального директора Союза «Садоводы Кубани», кандидата сельскохозяйственных наук, сегодня основные ожидания садоводов связаны с мерами государственной поддержки.

Потери от 50% и выше

Но что же цифры? Только в хозяйствах Краснодарского края потери урожая составили: по семечковым культурам (яблони и груши) – 60%, по косточковым (черешня, вишня, слива, абрикос) – до 80%. Но это, что называется, «средняя температура по больнице». Потому что одни зоны Краснодарского края непогода обошла стороной, а в других – привела к тому, что гибель косточковых достигла критической отметки в 100%! Как результат – на момент проведения «круглого стола» урожай косточковых культур составил менее 16 тысяч тонн. Для сравнения: годом ранее к этому времени было собрано на две тысячи тонн больше. Впрочем, тогда сады также пострадали от возвратных заморозков. А в стандартном 2018 году урожай косточковых составил 30 тысяч тонн.
Но, анализируя эти цифры, нужно понимать: данный урожай получен с учетом вступления в плодоношение молодых интенсивных садов, заложенных еще в 2014 году. Без них показатели урожайности оказались бы еще ниже.


Организаторы мероприятия и представители власти коснулись темы агрострахования

Следует помнить: именно Кубань является крупнейшим регионом страны по площадям, отведенным под сады, а также по объемам производства плодово-ягодной продукции! Таким образом, серьезный ущерб нанесен не отдельному региону, а отрасли в целом.
– Экономика очень простая: получая 60% от запланированного урожая, мы можем покрыть лишь затраты прошлого года. Ни о какой прибыли при этом не может быть и речи. А ведь впереди нас ожидают обязательные вложения в урожай нового сезона, до которого только предстоит дожить. Я считаю, что проблемы у садоводов сейчас только начинаются, – констатировал Николай Щербаков.
Ранее Союз «Садоводы Кубани» обращался в федеральное Министерство сельского хозяйства и в Национальный плодоовощной союз с инициативой поддержать производителей плодов, пострадавших в результате неблагоприятных природно-климатических условий. Ассоциация предлагает рассмотреть возможность выделения единоразовой субсидии для возмещения части затрат на приобретение средств защиты растений, агрохимикатов, ГСМ и орошения, которые были направлены на уход за плодоносящими семечковыми и косточковыми культурами. Своевременное и полное оказание данной поддержки позволит не допустить снижения объемов производства плодов в последующие годы, а также остановит рост импорта и цен на эту продукцию, уверен Николай Щербаков. Также Союз выступил с предложениями по усовершенствованию механизма агрострахования, которые соответствовали бы условиям взаимовыгодного сотрудничества садоводческих предприятий и страховых компаний.
Действительно, многие предприятия оказались сегодня на грани выживания. И представителей отрасли волнует вопрос: какие меры поддержки могут предложить российским садоводам государство, банковский сектор и агростраховщики?

Сохранить нельзя сократить: где ставить запятую?

А теперь – о ситуации, сложившейся в отдельных предприятиях. Собственным опытом поделился Николай Щербаков, у которого есть свое фермерское хозяйство. Изначально он рассчитывал на сбор урожая в 500 тонн. Но в сложившихся условиях говорит: «Дай Бог собрать хотя бы 100 тонн». При этом на сливу и персик ему надеяться не пришлось, да и отдельные сорта яблок тоже урожая не дали. Единственный сорт, который не подвел – Ренет Симиренко.


Старший менеджер Краснодарского представительства «Щелково Агрохим» Валерий Планков рассказал о технологии защиты плодовых культур

Андрей Медведев, учредитель ООО «Мост-Агро», вспоминает: в прошлом году в хозяйстве было собрано 5 тысяч тонн яблок. В нынешнем – в лучшем случае будет собрано 2,5 тысячи тонн. Таким образом, потери урожая прогнозируются на уровне 50%.
– И у большинства коллег, с которыми я общаюсь, ситуация складывается аналогичным образом. Но еще хуже обстоят дела в хозяйствах, где выращивают черешню и сливу: у них потери достигают 80–90%. Как они будут выживать до весны? – задает риторический вопрос участник «круглого стола». И сразу же поднимает другую острую тему, проистекающую из данной проблемы.
– Когда мы говорим, что просим помощи у Правительства, это не значит, что помощь будет адресована именно нам, бизнесменам! В отрасли задействованы десятки тысяч людей. Расходы и так минимизированы. Что делать нам, представителям бизнеса, в сложившейся ситуации? Выход один: по максимуму сократить штатный состав, после чего большое количество безработных хлынет на рынок труда. Поэтому поддержка Пправительства необходима в первую очередь для того, чтобы сохранить своих сотрудников и дать им средства на содержание их семей, – поясняет Андрей Медведев.
В качестве единственной меры, способной реально, а не номинально поддержать плодоводов, спикер назвал прямую финансовую поддержку. И его позицию поддержали другие участники «круглого стола».

Вода пропала – появились проблемы

В рамках «круглого стола» слово взял представитель одного из крупнейших плодоводческих предприятий юга России. Он сообщил, что одной из причин снижения урожайности стали не только возвратные заморозки, но и форс-мажорная ситуация, вызванная отсутствием водообеспечения. В августе, в разгар жары, без предварительного оповещения предприятие осталось без воды, источником которой является русло одной из местных рек. В разы был снижен объем сброса в нее воды. Таким образом, уровень реки упал до минимальных отметок, что не позволило производить полив в садах.
Ситуация с водообеспечением не разрешилась и по сей день. Как результат – предприятие значительно потеряло в калибре и качестве яблок. Кроме того, наблюдалась гибель самих насаждений.

Инвестиционно непривлекательно

Острую тему взаимодействия бизнеса с банковской системой затронул Никита Трясцин, заместитель директора по экономике и финансам ООО «Алма Продакшн»:
– Мне кажется, в этом году случилось все самое плохое из возможного. Мы планировали собрать 14 тысяч тонн яблок, но в итоге будет только восемь тысяч. Из-за морозов и недостатка воды пострадало и качество плодов. Как результат – финансовые потери в этом сезоне могут достичь 250 миллионов рублей. И сейчас непонятно, как удастся пережить этот год, особенно с учетом того, что банки не хотят идти на уступки садоводам, просят возврата кредитов точно в срок и отказываются понижать процент.
И вновь ситуация бьет по людям! Руководство «Алма Продакшн» было вынуждено пойти на непопулярные меры и сократить часть штата, в том числе среди основных садовых рабочих, составляющих костяк предприятия. По словам Никиты Трясцина, этот штат был результатом скрупулезного труда последних пяти лет, но теперь с частью персонала пришлось расстаться.
Среди прочих антикризисных мер, которые уже озвучили акционеры предприятия, значатся: сокращение инвестиций в посадки молодых насаждений; строительство плодохранилищ; новые виды переработки выращенной продукции, а также ее упаковки. Проще говоря, отрасль становится непривлекательной с точки зрения инвестиций.


Представители отрасли считают, что система обучения студентов агрофаков требует принципиальных изменений

– Участвуя в этом «круглом столе» и других аналогичных мероприятиях, мы хотим донести мысль о том, что садоводство не достигло уровня самоокупаемости без участия государства, – резюмировал свое выступление представитель «Алма Продакшн».

Когда урожай лежит на земле

Чуть лучше, чем в хозяйствах других спикеров, обстоят дела в ООО «Южное ААА». По словам его директора Александра Акимова, вместо запланированных 18 тысяч тонн здесь рассчитывают собрать 12 тысяч. Услышав цифры, участники «круглого стола» сразу же задали вопрос: как предприятию удалось избежать еще больших потерь урожая?
– Сам не знаю, – честно признается Александр Акимов. – Мы много экспериментируем и до сих пор не поняли, какие из поставленных опытов привели к такому результату. Плюс нам «помогли» молодые сады, внесшие свой вклад в формирование урожая.
Но сейчас предприятие столкнулось с другой проблемой. Более трех тысяч тонн плодов лежит на земле, и собирать их некому! Парадоксально, но при этом в районном центре занятости числится огромное количество безработных – около 3,5 тысячи человек. Но даже при зарплате 2,5–3,2 тысячи рублей в день хозяйство не может найти работников. Поэтому Александру Акимову пришлось собрать целый автопарк из восьми новых автобусов. Это рейсовый транспорт, который возит людей из районов, находящихся в радиусе 100 километров от хозяйства.
В качестве выхода из ситуации спикер предлагает налаживать более эффективные контакты с центрами занятости и при поддержке региональных органов власти выстраивать взаимодействие со студенческими отрядами. По словам эксперта, закон открыл дорогу к созданию студенческих отрядов, но никто не знает, как и на каких условиях принимать их в хозяйство.
– Кроме того, необходимо в принципе менять систему обучения студентов. Ведь современное садоводство практически никак не связано с обучающим процессом, который идет сейчас. Именно в моем хозяйстве нет ни одного агротехнолога с высшим образованием. К примеру, мой главный агроном начинал как тракторист. То есть мы сами, а не вуз обучали своих сотрудников: пошагово, на практике, в условиях нашего предприятия, – утверждает эксперт.

Агрострахование требует доналадки

Начальник управления растениеводства Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края Андрей Журавель сообщил, что в результате весенних заморозков несколько кубанских хозяйств заявило о полной гибели урожая.
– Но в соответствии с действующим регламентом по определению прямых затрат на восстановление объектов сельского хозяйства, пострадавших от ЧС природного характера, выплаты будут осуществляться лишь тем сельхозтоваропроизводителям, которые имеют договора страхования, – напомнил представитель власти.
Однако садоводы оформлять договора агрострахования не торопятся… Возникает резонный вопрос: почему же они не страхуют свою продукцию?
Согласно практически единогласному мнению участников «круглого стола», имеющиеся сегодня механизмы агрострахования далеко не совершенны. А потому – не популярны среди плодоводов.
На прямую связь с плодоводами вышел Корней Биждов, президент Национального союза агростраховщиков. По итогам бурной дискуссии участники мероприятия внесли свои инициативы, касающиеся совершенствования системы страхования садов. В том числе они предложили страховать не только потерю непосредственно урожая, но и снижение его качества. Яркий тому пример – ситуация с градом: валовой сбор плодов после этого погодного явления может остаться неизменным, а качественные показатели – серьезно пострадать. Как результат – яблоко стоит в три раза дешевле, а плодовод несет ощутимые потери.
В свою очередь Корней Биждов обещал рассмотреть перечень инициатив более предметно, чтобы механизм агрострахования стал максимально прозрачным и выгодным для плодоводов.

Агротехнологии на страже урожая

Среди прочих поднятых тем – роль современных агротехнологий, позволяющих снизить риски при неблагоприятных погодных условиях, которые для юга страны становятся все более частым явлением.
С докладом о работе компании «Щелково Агрохим» выступил старший менеджер по продажам краснодарского представительства Валерий Планков. Он рассказал о линейке пестицидов, биопрепаратов и агрохимикатов, предназначенных для отрасли плодоводства. С их помощью сельхозтоваропроизводители могут закрывать практически все проблемы фитосанитарного характера, имеющиеся в садах, а также обеспечивать семечковым и косточковым культурам сбалансированное питание. Кроме того, Валерий Планков акцентировал внимание плодоводов на противоградовых сетках, которые выпускает компания «Бетанет» – дочернее предприятие «Щелково Агрохим». С помощью этих конструкций российские аграрии успешно защищают свои сады и виноградники не только от града, но и от птиц, а также вредоносных насекомых.
Научные и производственные мощности «Щелково Агрохим» расположены в Московской области. Компания регулярно проводит для своих партнеров экскурсии по лабораторным и заводским площадкам, чтобы продемонстрировать возможности современной российской науки. Именно здесь были разработаны инновационные препаративные формы, которые лежат в основе многих препаратов, предназначенных для защиты плодовых и других сельскохозяйственных культур. К сегодняшнему дню компания «Щелково Агрохим» получила уже 75 патентов за разработки, некоторые из которых были отмечены премией Agrow Awards, ее еще называют «сельскохозяйственным Оскаром».
– Мы тесно сотрудничаем с ведущими научными учреждениями страны, в частности с ФГБНУ «Северо-Кавказский ФНЦ садоводства, виноградарства и виноделия». Его представители помогают нам в предрегистрационных испытаниях новых препаратов и проведении производственных опытов, – отметил Валерий Планков.
Кстати – о препаратах! Специально для садоводов компания разработала и зарегистрировала объемный портфель пестицидов и агрохимикатов. Они легко интегрируют в системы защиты и питания, которые применяются в различных предприятиях. Но чем технологии «Щелково Агрохим» могут помочь при неблагоприятных погодных условиях – к примеру, при тех же возвратных весенних заморозках?


Участники «круглого стола» подписали резолюцию, адресованную Правительству Российской Федерации и Министерству сельского хозяйства России

– Мы живем в XXI веке, когда точность метеопрогнозов довольно высока, и следить за ними совсем не сложно. За две недели до заморозков в одном из хозяйств, где препараты «Щелково Агрохим» составляют 60% от всей системы защиты, применили препарат БИОСТИМ УНИВЕРСАЛ. Повторную обработку этим же продуктом провели за пару дней до наступления отрицательных температур. Уточню: впоследствии температура здесь опускалась до минус семи градусов Цельсия и держалась трое суток. Сразу же после того, как заморозки закончились, а также в фазе цветения в хозяйстве провели обработку нашим новым препаратом ГИББЕРА, ВР. Это регулятор роста гормонального типа, в состав которого входят гиббереллиновые кислоты. В результате – 57 тонн яблок с гектара, – рассказал о работающей технологии Валерий Планков.

 

Квоты – в поддержку сада

На фоне негативных процессов, происходящих в отрасли, садоводы болезненно восприняли новость о пролонгации нулевой пошлины на ввоз в нашу страну импортной плодово-ягодной продукции. В ходе «круглого стола» аграрии выдвинули контраргументы против этого решения. А они весьма логичны: завезенная по нулевой пошлине «забугорная» продукция имеет более привлекательную цену, чем российские фрукты и ягоды. И этот факт грозит российским отраслевикам утратой рыночных позиций.
В качестве решения проблемы участники «круглого стола» предложили ввести с 4-го квартала 2020 года меры нетарифного регулирования. А именно – использовать механизм квотирования. По мнению садоводов, он должен работать во время массового сбора и реализации отечественной плодовой продукции.
По итогам проведенного «круглого стола» была подписана резолюция, адресованная Правительству Российской Федерации и Министерству сельского хозяйства России. В ней перечислен комплекс мер, необходимых для вывода плодовых хозяйств из сложной ситуации, в которой они оказались сегодня, а также для дальнейшего развития отрасли.

 

Яна ВЛАСОВА
Фото автора
Краснодарский край

Расскажите друзьям: