Вы здесь

Подводные камни огуречно-томатного бизнеса

26 мая 2022 14:25
Подводные камни огуречно-томатного бизнеса

К 1990 году в России под теплицами было занято почти 4 тыс. га. За несколько лет территория под тепличными комплексами сократилась до 1,8 тыс. га. Сейчас российский агропромышленный сектор вернулся к площадям в размере 3,2 тыс. га. Ежегодно растут и урожаи. Если в 2015 году мы получали только 500 тыс. тонн, то сейчас выращиваем почти 1,5 млн тонн.

Но введенные санкции могут серьезно корректировать темпы развития. Сейчас перед тепличниками стоит главный вопрос: где брать семена, если каналы импорта окончательно закроются. В случае негативного сценария нас ожидает продолжение роста цен на продукцию и снижение сортового разнообразия на прилавках магазинов.

От стагнации на передовые позиции

По данным Минсельхоза России, в прошлом году урожай в зимних теплицах обновил рекорд 2020 года — получено более 1,4 млн тонн продукции. В том числе производство огурцов составило не менее 830 тыс. тонн, а томатов — 590 тыс. тонн. По прогнозам министерства, ожидается, что к 2025 году объем производства овощей в круглогодичных теплицах составит не менее 1,6 млн тонн.

Подсчеты экспертов Ассоциации «Теплицы России» еще более позитивные. В Ассоциации рассчитывают, что рост урожайности продолжится в 2022–2024 годах и отрасль в ближайшее время начнет собирать 2 млн тонн тепличной продукции ежегодно. Это позволит обеспечить потребности жителей России и развивать экспорт.

Начало этого года пока повторяет положительные тенденции. По состоянию на 5 апреля в теплицах выращено 345,5 тыс. тонн продукции, что на 11,1% больше показателя годом ранее. В том числе урожай огурцов составил 215,6 тыс. тонн (+4,1%), а томатов — 122,4 тыс. тонн (+14,4%).

Лидерами среди регионов по тепличному бизнесу являются Липецкая, Московская, Калужская, Волгоградская, Новосибирская, Челябинская области, Ставропольский край, республики Татарстан и Мордовия.

Ситуация в тепличной отрасли кардинально изменилась за последние 10 лет. Восстановлению бизнеса по выращиванию овощей в закрытом грунте способствовала мощная господдержка и эмбарго 2014 года на ввоз импортных овощей и фруктов из стран Европы.

— Из абсолютно стагнирующей отрасли после развала СССР тепличный бизнес превратился в перспективное производство с передовыми технологиями. Серьезные изменения произошли после 2014 года на фоне введения санкций. До этого в межсезонье ассортимент импортных томатов и огурцов на прилавках магазинов составлял до 100%. Своей продукции практически не было. Оставшиеся со времен СССР старые теплицы не применяли современные технологии выращивания с досвечиванием, собирали маленькие урожаи, которые не могли обеспечить страну ни в коей мере. Нужно было не просто модернизировать имеющиеся мощности, вся отрасль нуждалась в реконструкции и другом подходе. Старые теплицы необходимо было снести и построить новые, — говорит генеральный директор исследовательской компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова.

По словам эксперта, в 2015–2017 годах отрасли выделялась массированная господдержка, которая привлекла большое количество инвесторов. Также повышению интереса предпринимателей способствовали растущие цены на продукцию, возникшие на фоне резкого скачка доллара и отсутствия поставок импортной продукции. По данным Минсельхоза РФ, за последние пять лет в стране введено и модернизировано порядка 1,5 тыс. га площадей тепличных комплексов. В прошлом году их общая площадь увеличилась на 10% — до 3,3 тыс. га. В целом по стране сейчас работают более 400 хозяйств. В стадии строительства находятся еще свыше 50 объектов общей площадью 450 га и объемом производства около 300 тыс. тонн. Общий объем инвестиций в тепличный сектор за пять лет превысил 200 млрд руб. При этом благодаря использованию высокопродуктивных сортов и современных технологий выращивания ежегодно повышается урожайность овощных культур. В самых современных теплицах пятого поколения она достигает порядка 100 кг/1 кв. м по томату и более 160 кг/1 кв. м по огурцу.

— Почти все новые проекты представляет собой зимние теплицы четвертого и пятого поколений, оснащенные системами управления микроклиматом, питанием, защитой и искусственным освещением растений, что позволяет обеспечивать действительно круглогодичный производственный цикл и непрерывный сбыт широкого ассортимента и сортимента тепличных овощей и зеленных. По развитию технологий мы находимся на весьма неплохих позициях по сравнению с другими странами. В Китае, Турции, Мексике, США большие площади теплиц, но они неотапливаемые, без технологии досвечивания. Климат этих стран и количество солнечной радиации это позволяют. У нас возводят теплицы именно современного типа, как в Финляндии, Швеции, где тоже мало солнца и достаточно прохладный климат. Мы пошли по пути не только экстенсивного, но и интенсивного развития. Поэтому наша тепличная отрасль сейчас находится на передовых позициях в мире, — комментирует Тамара Решетникова.

Ждать ли дефицита

Сейчас, в условиях санкций и сокращения поставок импорта, главный вопрос, который волнует потребителей, — смогут ли отечественные производители обеспечить потребности внутреннего рынка полностью?

По словам заместителя генерального директора Ассоциации «Теплицы России» Владимира Подземельных, при имеющихся объемах плодоовощной продукции, выращиваемой в закрытом грунте, Россия вполне может покрыть потребности внутреннего рынка благодаря собственному производству и поставкам из дружественных стран. Сейчас импорт составляет примерно 500 тыс. тонн при собственном производстве в 1,5 млн тонн.

Как отметил исполнительный директор Национального плодоовощного Союза Гурий Шилов, на сегодняшний день российские производители обеспечивают огурцами страну на 95%. Оставшиеся 5% импорта в основном приходятся на Дальний Восток, который в настоящее время большую часть объема овощей получает из соседнего Китая. По томату импортозамещение на уровне 60%. Остальной объем приходится на поставки из дружественных стран. Так что дефицита по самым массовым видам плодоовощной продукции закрытого грунта пока ожидать не приходится. Правда, ассортимент по разным регионам, равно как и цена, может существенно различаться.

По мнению экспертов компании «Технологии Роста», тепличная отрасль в России развивается неоднородно. Разница в рыночном паритете и обеспеченности населения несезонной овощной продукцией по отдельным субъектам РФ может быть просто феноменальной и достигать от 100 до 500% в один и тот же момент времени.

— Основные мощности теплиц были построены за последние восемь-девять лет, в первую очередь в Центральном федеральном округе и на юге России. Это регионы-доноры, которые снабжают своей несезонной продукцией с декабря по март все остальные субъекты РФ. Есть территории, где вообще нет современных теплиц, и они полностью зависят от внешних поставок как из-за рубежа, так и других регионов. Это отрицательно влияет на баланс их внутренних рынков. При сложной логистике цена на продукцию растет, а товарное качество снижается. Нехватка теплиц наблюдается в Мурманской области, на Камчатке, в Еврейской автономной области, Норильске, в северной части Урала, Сибири. Эти субъекты страдают от дефицита электричества, свободных мощностей, затраты на электроэнергию будут огромными. Плюс к тому, там низкая концентрация населения, а ведь тепличники должны рассчитывать в первую очередь на локальный сбыт. Но возможности рынка малы. Все это тормозит интерес инвесторов к тепличным проектам в этих районах, а для местных жителей повышает цены на продукцию и создает ограничение ассортимента, — говорит Тамара Решетникова.

Выходом стало бы строительство в этих субъектах небольших теплиц площадью до 2 га с применением современных технологий. Но это возможно только при мощной целевой государственной поддержке, которая пока что в данном направлении отсутствует, считает эксперт.

По Дальнему Востоку сейчас проблема решается. Как отметили в Минсельхозе РФ, с 2022 года начнет свою работу новый механизм компенсации части затрат на строительство тепличных предприятий в регионах Дальнего Востока. По словам премьер-министра РФ Михаила Мишустина, государственная поддержка в виде возмещения 20% понесенных затрат позволит увеличить количество площадей вводимых тепличных комплексов, а также сформирует конкуренцию между производителями овощей при ценообразовании отпускаемой на рынок продукции. Фактически, по данным Ассоциации «Теплицы России», достаточно построить 100 га промышленных теплиц на Дальнем Востоке, чтобы существенно снизить зависимость от импорта в этом регионе.

Пошли на клубнику

Если пока о возможном дефиците тепличных огурцов и томатов говорить не приходится, то ситуация с другими овощами несколько сложнее. Долгое время в тепличном бизнесе наблюдался существенный перекос в сторону выращивания продукции массового сегмента. Пять лет назад доля огурцов и томатов в общем урожае тепличных овощей, по данным Национального плодоовощного союза, составляла более 97%. Оставшиеся 3% делили между собой кабачки, перцы, баклажаны, томаты черри, редис, салаты и зелень. Постепенно ситуация меняется, начинают развиваться и другие направления. Расширяется и ассортимент массового производства томатов, огурцов — появляется премиум-сегмент.

— По всем овощам есть куда расти. Хотя в некоторые направления мы особо не вмешиваемся. Например, Израиль нам традиционно поставляет в межсезонье редис. Этих объемов хватает. Но мы, в свою очередь, начали производить ягоды. Клубнику выращиваем в Краснодарском и Ставропольском крае, в Московской области. Даже ежевику уже начинаем производить. Первый сорт появился именно в Московской области. Также выращиваем в теплицах сегодня голубику, землянику, малину, — комментирует Владимир Подземельных. — Развиваем и другие нишевые направления — баклажаны, перцы и пр. Очень много сейчас выращиваем премиум-сегмента: черри, «сливку», коктейльные томаты, корнишоны. Это дорогое удовольствие, но рынок требует, и ассортимент растет.
Как отметила первый вице-президент агрохолдинга «ЭКО-культура» Мария Бочарова, с одной стороны, всегда будет оставаться спрос на премиум-сегмент, ягоды, но с другой стороны, сейчас людям нужны прежде всего базовые продукты на каждый день.

— В продуктовом портфеле «ЭКО-культуры» основная доля приходится на социальную продукцию — круглый и сливовидный красный томат. Это реально массовый продукт, многие семьи покупают его, как показывают исследования, в среднем два раза в неделю. По этой категории выращиваемой нами продукции мы не ощущаем снижения спроса, — рассказала Мария Бочарова.

Голландию быстро не заменим

До этого года можно было говорить об уверенном развитии тепличного бизнеса в России. Но санкции, рост цен на удобрения, средства защиты растений, семена уже доставили тепличникам немало проблем.

— К уже имеющимся сложностям присоединились новые. Во-первых, в тепличной отрасли всегда существовала нехватка кадров. Молодежь не спешит идти работать в тепличные комплексы, несмотря на приличную зарплату. По грибным комбинатам средняя зарплата 60 тыс. руб. в месяц, у тепличников — 35 тыс. руб. Это только для сборщиков, не высокотехнологичных специалистов. Все решают эту проблему, как могут. Привлекают гастарбайтеров, оставляют работать пенсионеров. Но этот вопрос был актуален всегда. Сейчас растут затраты на удобрения, семена, СЗР. Ранее в структуре затрат удобрения занимали 6–8%, сейчас 12–13%, — говорит Владимир Подземельных.

В «ЭКО-культуре» также отметили значительное удорожание практически всех материалов и комплектующих, которые используются в тепличном производстве. Помимо этого, происходит усложнение и удлинение логистических цепочек, что приводит к удорожанию транспортировки. С учетом этих факторов в складывающихся сегодня условиях о повышении рентабельности речь не идет. Главная задача сейчас — за счет внутренних резервов сохранить стабильность производства, констатирует Мария Бочарова. Сейчас тепличный бизнес, как и весь АПК, рассчитывает на продолжение льготного кредитования, в том числе на пополнение оборотных средств, а также на комплексные меры поддержки со стороны государства.

Чтобы поддержать отрасль, Национальный плодоовощной союз России направил письмо заместителю министра сельского хозяйства РФ Андрею Разину с просьбой увеличить объем финансирования льготных кредитов для тепличных комплексов и субсидировать для них часть затрат на энергоресурсы. Но если на просьбу о льготных кредитах правительство отреагировало оперативно (как и для всей отрасли АПК), то вопрос о субсидиях по затратам на энергоресурсы пока остается без ответа.

— Национальный плодоовощной союз уже не первый раз выходит с этой инициативой, но пока безрезультатно. Будем продолжать работать в этом направлении, ведь затраты на энергоресурсы среди теплиц с технологией досвечивания достигают 50% в производственной себестоимости. Учитывая постоянный рост стоимости электроэнергии и газа, нагрузка на тепличных производителей получается существенной, — считает Гурий Шилов.

Но самая главная проблема сейчас для тепличных хозяйств, по словам Тамары Решетниковой, это сохранение зависимости отрасли от поставок зарубежных семян и расходных материалов.

— Основная часть семян овощей, выращиваемых в светокультуре, пока еще нуждается в импорте. Самая большая проблема сегодня — в сегменте томатов. По огурцам, выращиваемым с технологией досвечивания, семенами снабжает компания «Гавриш». С томатами сложнее. Качественные семена, применяемые при выращивании светокультуры, поставляет Голландия. Отечественные варианты пока не подходят. В итоге, по нашим подсчетам, зависимость семян от импорта в сегменте томатов превышает 60%, в сегменте огурцов — 50%. Это еще очень много. На этот год семенами все обеспечены, но что будет в следующем году, неизвестно. Мы не сможем быстро развить внутреннюю селекцию на должном уровне, это долгий процесс и многолетний труд. Да, мы можем сегодня отказаться от импорта, но это приведет к сортовому однообразию на прилавках магазинов и росту цен, — говорит эксперт.

Что касается перспектив развития тепличного бизнеса в целом, по мнению Тамары Решетниковой, масштабного расширения строительства уже не стоит ожидать. Крупные тепличные холдинги будут достраивать новые очереди. Упор будет на развитие технологий и повышение урожайности за счет их эффективного применения. По словам Гурия Шилова, в более выгодном положении могут оказаться промышленные теплицы-холдинги благодаря имеющимся масштабам выращивания, налаженной логистике и новым технологиям. Хотя определяющим фактором все же будет рынок потребительского спроса. Сами производители снижать объемы производства не намерены.

— Думаю, особых изменений в развитии не случится. По семенам вопрос решаем. Есть отечественные гибриды, которые пока не так хороши, как голландские семена, но вполне могут заменить их в случае дефицита. Что касается роста цен на электроэнергию, мы к этому привыкли. Нужно переходить на современные технологии и снижать затраты: использовать при технологии досвечивания энергосберегающие лампы, а не натриевые. Экономия в два раза. Переходите на китайские удобрения и СЗР. Вместо химических средств защиты развивайте свои биолаборатории, разводите энтомофагов. Так вы и затраты сократите, и вырастите экологически чистую продукцию, — советует основатель и руководитель ГК «Горкунов» Борис Горкунов.

В «Ягодной Ферме Екатерины Шешиной» считают, что, поскольку спрос населения на качественный продукт не падает, отрасль будет развиваться. Да, из-за резкого повышения цен на металл строительство новой очереди теплиц в небольших хозяйствах пока пришлось отложить. Будут развивать имеющееся производство.

— Европейские удобрения мы не используем, оборудование тоже отечественное. Семена и саженцы уже давно свои, поэтому особых проблем в отрасли не вижу. Все зависит от спроса. А люди вряд ли перестанут покупать фрукты, овощи и ягоды, даже при нынешних условиях, — говорит Екатерина Шешина.

Однако если дефицита все же удастся избежать, то от повышения цен не уйти. В среднем производители прогнозируют рост цен от 5%, в зависимости от сезонных колебаний рынка.

— Цены на тепличные овощи меняются сезонно. Сейчас они уже падают. Когда пойдет открытый грунт, плодоовощная продукция станет еще дешевле. Затем к концу года цены на тепличные овощи-фрукты снова станут расти. Но в этом году к сезонным колебаниям также прибавятся выросшие затраты на себестоимость. Производители не могут работать в убыток, поэтому цена будет расти, — подытожил Владимир Подземельных.

Юлия ЖИТНИКОВА

Земля и Жизнь

Расскажите друзьям: