Вы здесь

Полезащитные лесные полосы стали неэффективны

22 мая 2014 12:27
Полезащитные лесные полосы стали неэффективны

С некоторых пор лесополосы, главная задача которых – защита полей от воздушной эрозии, сохранение влаги в почве, перестали выполнять свои функции. Созданные в 40–50-е годы прошлого века, сейчас они пришли в запустение, разрослись, заполнив около семи процентов площадей пахотных земель. Сегодня лесополосы поджигают, вырубают, замусоривают. Собственники или арендаторы сельхозземель своевременно не организуют санитарные вырубки в лесополосах, считая это лишними и неоправданными затратами.

Лесополосы в нашем крае занимают более 120 тысяч гектаров и могут обеспечивать прибавку урожая зерновых (до 12%) и технических (до 35%) культур. Но сегодня лесополосы не выполняют своих функций.

На территории многих районов края защитные лесополосы сильно заросли подростом, кустарниками, деревья нависают над краем поля, что ослабляет защитное действие лесополос, а также затрудняет использование части земель сельскохозяйственного назначения. Половина всех защитных насаждений нуждается в срочном лесохозяйственном уходе и улучшении санитарного состояния. До 70% лесополос требуют капитальной реконструкции. Санитарные вырубки и уходные работы должны производиться собственниками (арендаторами) сельхозземель, однако ответственности за невыполнение данных работ не предусматривается, поэтому «порядок» в лесополосах наводит кто и как может, на свое усмотрение.

Лесополосы, заложенные еще в 40-х годах прошлого века, по проекту Сталина, были призваны защитить посевы сельскохозяйственных культур от засухи, а людей – от голода. Эти реформы опирались на исследования, проводимые русским ученым-почвоведом В.В. Докучаевым еще в дореволюционное время.

Согласно сталинскому плану, пахоту разделили на прямоугольные массивы, ограниченные лесополосами шириной от 6 до 200 м. В засушливые годы лесополосы защищали от эрозии, урожайность на ограниченных ими полях была в два-три раза выше. Всего с 1948 по 1965 год планировалось высадить более 4 млн. га леса и создать государственные полезащитные полосы длиной свыше 5 тыс. км. Также высаживались лесополосы местного значения по периметру отдельных полей, по склонам оврагов, вдоль уже существующих и вновь создаваемых водоемов. План предусматривал и внедрение травопольной системы земледелия. Но после смерти Сталина проект свернули. В 1980-е годы в лесополосах еще проводилась посадка леса до 30 тыс. га в год, после 1995 года она колебалась на уровне около 2 тыс. га, а в 2007-м составила всего 0,3 тыс. га.

Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края неоднократно обращало внимание на проблему реконструкции и восстановления лесополос, на их роль в защите кубанских полей от воздушной эрозии. В 2010 году был принят краевой закон № 1945 КЗ «О сохранении и защите лесонасаждений», который обязывает собственников и арендаторов земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены лесополосы, проводить уходные работы и санитарные вырубки. Один из пунктов закона предусматривает экономическое стимулирование сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих агролесомелиоративные мероприятия для сохранения плодородия почвы.

Вопросы реконструкции защитных лесополос, принадлежащих краю, общее руководство всей системой лесополос вверены государственному бюджетному учреждению «Управление «Краснодарлес», подведомственному министерству природных ресурсов Краснодарского края.

– Современное состояние защитных лесонасаждений нельзя назвать удовлетворительным, – считает руководитель ГБУ КК «Управление «Краснодарлес» Андрей Иванович Фуников. – Они нередко загрязнены бытовыми и промышленными отходами, повреждены пожарами, самовольными вырубками, болезнями и вредителями. В них прогрессируют процессы задернения почвы, изреживания верхнего яруса и внутренних рядов древостоев. Около 96% защитных насаждений – третьего возрастного периода, то есть старше 16 лет. Из общей площади ныне функционирующих лесных полос порядка 39% имеют ширину свыше 21 метра. А лесополосы такой ширины малоэффективны, поскольку ширина полос не должна превышать 12–15 метров. Также серьезная проблема – уплотнение лесополос подростом.

Агролесомелиоративные мероприятия на землях сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края, находящихся в краевой собственности, до 2012 года и включая его, проводились в рамках КЦП «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае». Финансирование работ в этих лесополосах велось за счет средств краевого бюджета. В 2012 году программа была продлена до 2020-го. За этот период планируется провести агролесомелиоративные работы всего на сумму более 260 млн. руб. Но как видим, только этих мероприятий недостаточно, главное – мотивировать собственников и арендаторов.

– Потенциал поля во многом зависит от использования человеком лесополос, – говорит генеральный директор НПО «КОС-МАИС» Виталий Григорьевич Гаркушка. – Мы все знаем, что есть понятие микроклимата на полях: это влияние и погоды, и рельефа, и лесополос, о которых, к сожалению, забыли еще со времен перестройки. Какую роль играют лесопосадки? Зимой они сохраняют снег, замедляют его таяние, в результате снег не смывается, а вся влага переходит в почву. Летом лесополосы уменьшают скорость ветра. Уменьшение скорости ветра всего лишь на несколько метров в секунду резко снижает испарение воды из растения. Чем дальше поля находятся от лесополосы, тем ее положительное влияние на урожайность будет меньше. Наша кукуруза при густоте посевов 40 тыс. на гектар на расстоянии 50 метров от лесополосы дала урожайность 66 центнеров с гектара, на расстоянии 100 метров урожайность упала до 57 центнеров, то есть на 9 центнеров. Еще на сто метров отошли – новое уменьшение. При густоте посевов 60 тысяч прибавка по урожайности за счет воздействия лесополосы составила 8 центнеров с гектара. В России разработки такого рода потеряны. Я считаю, что этим вопросом нужно заниматься на уровне края. Лесополосы по-прежнему, как и задумывалось, должны предохранять поля от засухи.

Ведущий научный сотрудник отдела защиты растений ВНИИМК им. В.С. Пустовойта кандидат биологических наук Сергей Анатольевич Семеренко долгое время работает с такими масличными культурами как подсолнечник, рапс, лен масличный. Естественно, что вопрос влияния лесополос на продуктивность и урожайность культур не мог не заинтересовать ученого и его коллег по институту.

–В Краснодарском крае резко ухудшается фитосанитарная и экологическая обстановка агроценозов многих сельскохозяйственных культур, и подсолнечника в частности, – говорит Сергей Семеренко. – Полезащитные лесные полосы при отсутствии должного ухода за ними превращаются в места, где накапливаются опасные вредители и создаются благоприятные условия (микроклимат с оптимальной температурой и влажностью) для перезимовки патогенов и фитофагов. Вредители используют лесополосы как места перезимовки и как источник дополнительного питания. Около трех лет назад в край через морские порты Сочи и Новороссийска завезли инвазионного вредителя из Северной Америки – белую цикадку. Впервые цикадка была выявлена в пос. Лазаревский, в 2010–2011 гг. очаги появились в городах Ейск, Новороссийск, пос. Озереевка, станицах Елизаветинская и Ивановская. Сегодня практически все лесополосы, дачи и даже уличные насаждения Краснодара заселены и повреждаются ею. Она питается деревьями практически любых пород, кроме хвойных. В настоящее время ее вредоносная деятельность отмечена более чем на 300 видах растений. Из полевых культур повреждает рис, ячмень, кукурузу, пшеницу, сорго, морковь, томаты, картофель, перец; из масличных – подсолнечник и сою. В неочищенных лесополосах, на многолетних насаждениях она перезимовывает в стадии яиц. На сахаристых выделениях белой цикадки поселяются сажистые грибы, которые опасны прежде всего тем, что листья зараженного растения покрываются сухой пленкой, вследствие чего нарушается обменный процесс. Растение прекращает расти, вянет и погибает. В лесополосах также идет накопление основного вредителя большинства масличных капустных культур крестоцветных блошек.

Нами изучено заселение растений подсолнечника растительноядными клопами в зависимости от близости посевов к загущенным и очищенным защитным лесонасаждениям. Наиболее высокое заселение подсолнечника растительноядными клопами, до 98 экземпляров на одном растении, отмечено на посеве подсолнечника, расположенном на расстоянии 25 метров от загущенных лесополос. Однако количество экземпляров клопа полевого при таком же расстоянии посевов от очищенных лесополос – 18 экземпляров на одном растении. При удалении посевов этой культуры на расстояние 400 метров от лесополосы численность вредителя снижается до 0,6 экземпляра на растении. Разница в численности клопа полевого объясняется тем, что там, где проводятся регулярные чистки лесных полос с последующими обработками их инсектицидами, численность фитофагов снижается.

Что же предлагают ученые для решения этой проблемы? Ввести в агроэкосистему многопородные лесные полосы, с привлечением полезных насекомых-энтомофагов, полезной орнитофауны, которые также будут контролировать эту территорию, а во-вторых, провести оценку роли лесополос в процессах функционирования принципиально новых аграрных экосистем.

Защитные лесонасаждения представляют собой сложные природные экосистемы, измененные в процессе сельскохозяйственного производства. При замене сложного естественного растительного покрова однообразным по видовому составу посевом и отсутствии должного ухода происходит резкая перестройка экосистемы лесополос.

Прореживание и чистка лесополос, а в дальнейшем и изменение породного и возрастного состава древесно-кустарниковых растений позволило бы не только значительно сократить затраты на применение пестицидов, но и улучшить экологическую обстановку.

В последние тридцать лет в качестве главной породы при создании полезащитных насаждений широко использовалась акация белая. Акация хорошо размножается, приживается, быстро растет. Минусы ее использования: с 8–10-летнего возраста на краях полос появляются корневые отпрыски, которые, разрастаясь, расширяют лесополосу за счет пахотного поля. Ученые предлагают ввести в структуру лесополос, к примеру, хвойные деревья, высевать многолетние травы (эфиромасличные) – лаванду, шалфей, мяту, кориандр и др.

В средней полосе России известен опыт привлечения и постоянного накапливания энтомофагов в садах, где создавались цветочно-нектарные конвейеры растений, которые действовали с конца апреля – начала мая по конец сентября. Опыты показали, что лучшими из них для этой цели являются бобовые культуры и их смеси с некоторыми растениями других видов: фацелия, укроп, гречиха, горчица, люцерна с желтым донником, вика с овсом и фацелией, горох с фацелией, с овсом и фацелией, с горчицей. На растениях длительное время сохранялся естественный запас энтомофагов-паразитов. Растения-нектароносы также являются и отличными растениями-сидератами, запахиваемыми в почву после цветения. Остается только дождаться, когда к мнению научного сообщества прислушаются наши законодатели.

Нужны ли сегодня лесозащитные посадки сельскому хозяйству или это не более чем атавизм, оставшийся с советских времен, и где найти резервы для реконструкции агролесомелиоративной системы? Вопрос по-прежнему остается открытым…

Подготовила Инна Боканча

Расскажите друзьям: