Вы здесь

Символ отечественного коневодства

21 августа 2017 13:31
Символ отечественного коневодства

Воронежцы все больше увлекаются лошадьми. Фермер Бакулин из Калачеевского района даже устраивает скачки, другие держат коней просто из любви. Мы побывали на Хреновском конезаводе, где любовь к животным помножена на профессионализм славного коллектива. 

Дело для души

Об этом заводе в Бобровском районе здесь знает каждый, кто хоть что-нибудь слышал о лошадях. Создал его герой Чесменской битвы граф Орлов 240 лет назад. С тех пор орловский рысак считается одним из символов отечественного коневодства, и Минсельхоз объявил его национальным достоянием. Однако мы приехали на завод узнать вот что: если фермер вдруг почувствует себя новым графом Орловым, то как он должен вести дело, чтобы в его хозяйстве плодились и росли настоящие орловские рысаки? Об этом рассказала зоотехник-селекционер конезавода Ольга Агалакова:

Зоотехник-селекционер Ольга Агалакова в музее конезавода

– Когда фермер по специальности – зоотехник, то справится и сам. Но когда в хозяйстве большое племенное поголовье, то нужен специлист со стороны. Начинают с учебы, чтобы человек знал азы племенного дела, содержания и кормления, владел другими первоначальными навыками. Ведь лошадь от рождения до ее назначения в маточный состав проходит несколько периодов развития. До полутора лет, когда жеребенок растет, показывает способности нервной системы и возможности беговой карьеры, нужно обеспечить его хорошими кормами и выгулом. Чтобы он как можно больше двигался. 

После полутора лет лошадь проходит период заездки, и до пятилетнего возраста орловский рысак должен показать наивысшие достижения по работоспособности. То есть, скорость бега на расстояние в милю (1600 метров). После завершения беговой карьеры лошадь или переходит в воспроизводство, или применяется в пользовательских целях: для туризма, детского спорта, службы в полиции, прогулок или просто для души. Спрашиваю зоотехника-селекционера: не дороговато душа обходится? Ольга Викторовна не спешит называть сумму:
– Все зависит от самого рысака. Учитывается происхождение, также на цену лошади сильно влияет экстерьер. Орловский рысак должен быть крупным, гармонично сложенным, 160–165 сантиметров в холке, отличаться красотой движения и добронравием (что очень важно для детского спорта). 

Интерьер зависит от рациона питания

Еще есть такое понятие как интерьер – то есть внутреннее благополучие животного. Лошадь не должна хромать, обязана иметь бодрый вид. Тихо замечаю:
– Прямо как по указу Петра I: подчиненный должен иметь вид лихой и слегка придурковатый...

Тот самый чемпион Заветный

– Да-да, лошади почти как люди. И если все это соответствует стандарту, то ценятся они высоко – взрослая особь сейчас стоит 70 тысяч рублей и больше. Но чтобы ее вырастить, нужно многое. Во-первых, хорошо кормить: в разные периоды развития животное должно быть обеспечено определенными питательными веществами, которые содержатся в традиционных «лошадиных» кормах – овсе, сене. Обязательно нужны добавки – травяная мука, плющеное кукурузное зерно, различные премиксы, которые регулируются в частности по критическим микро- и макроэлементам (марганец, магний, кальций, фосфор, цинк, кобальт, йод). 

Для каждого возрастного периода есть рекомендуемые нормы этих кормов. Например, подсосным жеребятам дают 2,5 кг овса в сутки, а отъемыши получают его до 6 кг в день (в среднем 4–4,5 кг). Рысак, который выполняет легкую работу, должен быть обеспечен шестью килограммами овса хорошего качества и восемью килограммами сена. Соль-лизунец должна быть в неограниченном количестве и всегда лежать рядом с кормушкой.

Кстати, весь этот рацион хорош и для обычной рабочей лошади. Но если она беговая, испытывает повышенную нагрузку, интенсивно растет, или это жеребая кобыла, подкормки нужны в виде травяной муки, а еще дополнительно требуется зерновой корм – кукуруза, ячмень. 

Орловский рысак знаменит тем, что хорошо акклиматизируется в любых условиях и неплохо чувствует себя повсюду, от жарких песков Киргизии до морозной Якутии. Лишь бы кормили, лишь бы были пастбище с хорошим травостоем и доброе отношение хозяина. 

А еще этой лошади нужны регулярные тренировки, потому что по своей физиологии и биологическим особенностям она должна постоянно двигаться. В естественной среде кони находятся в табуне. В искусственных условиях, под присмотром владельца, лошадь следует обеспечить полноценным тренингом. А тренинг орловского рысака – это дозированная нагрузка для лошади, которая соответствует ее физиологическому состоянию, возрасту и перспективам: будет ли она участвовать в соревнованиях (резвость) или ходить в походы, где нужна выносливость. 

– Испытание этой породы основано на резвости – лошади должны ходить резвой рысью, которой в природе не существует, это искусственно выведенный графом Орловым аллюр для того, чтобы повозка двигалась равномерно, без рывков, – говорит удивительные для непосвященного вещи зоотехник-селекционер Агалакова. 

Серые и выносливые

Лошади двигаться галопом легче, потому как ритмичны вдохи и выдохи. А вот повозка трясется, идет рывками, и смирить это очень трудно. Потому и вывели в России первую в мире породу рысистых лошадей. Помимо орловского, есть французский рысак, американский. Стандартбредная – особая порода, отличается тем, что в нее входят два вида: рысак и иноходец. Еще есть русская рысистая, но чистых представителей этой породы осталось мало из-за поглотительного скрещивания с американской и французской кровью. Так какая все-таки лучше?

– Для бегов надо брать американца или француза – они самые резвые. Если интересует выносливость, необходимая в бегах на длинные дистанции, то лучше покупать орловских. Они же для души, потому что самые красивые, – советует зоотехник. – Еще одно преимущество орловских рысаков – они серой масти в яблоках. Таких насчитывается 60 процентов в популяции орловской породы. Остальные – гнедой, вороной и редко – рыжей масти.

– Прямо как у людей?

– Абсолютно. Рыжих у нас на заводе три процента. На первом месте серая, на втором – гнедая. Дальше идут вороные. А главное: все лошади должны быть здоровы. Чаще всего у них встречается приобретенное заболевание – хромота. Причина припадания может находиться в любой части тела – пояснице, бедре, лопатке, грудине, запястье, во всех суставах и даже в копыте. Чтобы уберечь лошадь от этой напасти, нужно использовать защитную обувь, бинты. В спорте используют для лошадей специальные гели, которые согревают, расслабляют или охлаждают мышцы, сухожилия. 

Обувку для лошадей, то есть ногавки, а также козырьки и кобуры, мне показывали в музее конезавода. Одни похожи на тяжелые кожаные чуни, другие – на легкие боевые доспехи. И все красиво – вот только лошадь так не считает.

Лошадь укажет на болезнь

– Еще одна напасть у лошадей – желудочно-кишечные заболевания, – возвращается к лечению Агалакова. – Желудок у них однокамерный, с маленьким объемом, и основное пищеварение осуществляется в кишечном тракте. Чтобы предотвратить эти болезни, животное кормят три-четыре раза в день разным количеством корма. А первые признаки желудочно-кишечных заболеваний – колики. Лошадь не скажет, но покажет это. Она отказывается от корма, беспокоится, смотрит на свой живот, в тяжелых случаях ложится и валяется. А валяться ей в этот период нельзя – будет заворот кишок. 

Заметив такое, нужно оказать лошади первую помощь. То есть не давать ей валяться, заставить шагать в поводу и сразу же вызвать ветеринара. 

Для эксплуатации лошади – скаковой, рабочей – нужен хороший тренировочный инвентарь. Такой как в здешнем музее – вряд ли найдешь: отделанный перламутром и серебром. Однако хомут, седло, сбруя должны быть индивидуальны, подогнаны для вашего любимца. Все это сейчас можно купить через Интернет.

После беседы и музея начинается самое интересное – экскурсия по конезаводу. Даже здания здесь как музей, построенные в основном полтора столетия назад и больше. Три двухэтажных помещения пустуют за ненадобностью и рушатся. Зато остальные производственные корпуса в порядке и служат по назначению. Управляющая конной частью Ирина Смирнова первым делом привела меня в денник к обожаемым ею животным. Должность у нее звучит грозно, но управляющей Ирина стала недавно, до этого была тренером. При постороннем жеребцы-производители забеспокоились. Каждый – в отдельном стойле, чтобы не перегрызлись. Вот Попрек, который из 140 заездов в 111 случаях взял первое место. А здесь мечется Заветный, он моложе и статнее, победитель призов Барса, Кипра и многих других. Отбегал свое на Московском ипподроме и стал основным производителем Хреновского конезавода. 

Маточное стадо

В случной манеж я без улыбки зайти не смог. На полу цветочки из опилок и прочие украшения. Для любви? Управляющая тоже гасит улыбку:
– Для красоты и туристов. Лошадям все равно.

Потом идем к маточному стаду. Сейчас в нем 77 голов: в отличие от жеребцов, они в общем табуне и обедают под открытым небом. Хотя тоже пугливые и разбегаются от наведенного объектива.

Под конец экскурсии мне предложили прокатиться на лошади. С внутренним страхом смотрю на подведенного ко мне «прогулочного» рысака по кличке Менестрель. И одновременно с гордостью: на этом самом Менестреле тогда еще тренер Ирина Смирнова в 2014 году везла Олимпийский факел через Вогрэсовский мост в Воронеже. Вскарабкиваюсь в седло, а умное и привычное ко всему животное стоит спокойно и так же мерно двигается. Я катался и на слоне, но на лошади гораздо интереснее. Чувствуешь себя с ней единым целым. 

Владимир ЧЕРНИКОВ,
Воронежская область
Фото автора

 

Расскажите друзьям: