Вы здесь

Скатерть-самобранка онлайн

17 мая 2023 14:25
Скатерть-самобранка онлайн

В настоящее время более 1 млн россиян покупает фермерские продукты онлайн. В России созданы десятки маркетплейсов, специализирующихся на продаже деревенской продукции. По оценкам экспертов, сегодня это одно из самых перспективных направлений сбыта, и в недалеком будущем оно заберет 75 % рынка. При этом фермеры считают, что поскольку в крупных маркетплейсах невозможно продавать скоропортящийся товар, хорошим выходом становятся локальные интернет-­магазины.

Едим по-новому

В последнее время в агросекторе много внимания уделяется новым технологиям и инновациям во всех сферах. К ним можно отнести и создание маркетплейсов для сбыта фермерской продукции. На сегодняшний день таких онлайн-­магазинов в России насчитывается уже десятки — ​как крупных, так и локальных. Редакция газеты «Земля и Жизнь» сделала обзор рынка маркетплейсов. Например, платформа Поле.рф создана для того, чтобы аграрии могли закрывать все производственные потребности в режиме одного окна. На маркетплейсе фермер может взять кредит на покупку удобрений, приобрести их на Поле.рф, а потом продать урожай напрямую без посредников на выгодных для себя условиях. Из требований к потенциальному партнеру — ​он должен быть юридическим лицом. Есть и ограничения по объему — ​закупать необходимо от 10 тыс. тонн в год зерновых или масличных культур. Платформа позволяет принять готовые предложения или продавать на своих условиях, отправив мультизаявку нескольким покупателям на платформе.

Также АО «Россельхозбанк» соз­дал первую в мире цифро­вую экосистему для АПК «СВОЕ», которая предоставляет агробизнесу более 40 полезных сервисов, помогающих снизить издержки и повысить рентабельность производства. Управляющий директор Центра развития финансовых технологий АО «Россельхозбанк» Максим Коваленко считает, что если фермеры хотят зарабатывать больше, то могут наладить каналы сбыта через платформу «Свое Родное». Интернет-­магазин на этом ресурсе можно создать бесплатно за 15 минут. Фермер сразу выходит на многомиллионную аудиторию покупателей по всей России. Проект охватывает две целевые аудитории: фермеров и покупателей их продукции. Председатель ассоциации «Фер­меры Московской области» Максим Гриднев считает однако, что данная платформа не слишком подходит для сбыта фермерской продукции. «Попасть на этот сайт несложно, но из условий сотрудничества — ​доставка товара своими силами. Фермеру же невыгодно обеспечивать логистику, поскольку это очень накладно. Кроме того, там нужно заходить с большим ассортиментом, который также далеко не все могут предоставить», — ​поясняет Максим Гриднев.

Размер не имеет значения

Небольшие маркетплейсы, нап­ример, «Фермерские истории», обещают экологичную и натуральную продукцию от малых фермерских хозяйств и крестьянских подворий Кубани. Продукты напрямую с фермы, без красителей и добавок, выращенные в естественных условиях, прошедшие санитарный контроль и имеющие сертификаты. Маркетплейс дает дополнительные каналы сбыта фермерам (а это крайне важно для малого агробизнеса), покупателям же — ​возможность приобрести фермерскую (натуральную) продукцию у проверенного продавца. Фермеры отмечают, что им сложно развивать хозяйства, поскольку часто не хватает покупателей. Во время пандемии ситуация обострилась: рынки и ярмарки — ​основные каналы сбыта для частных фермеров — ​закрылись, продавать продукты стало негде и многие просто потеряли урожай. Повезло только тем, кто успел до карантина организовать онлайн‑­торговлю. Фермер из Владимирской области Андрей Кравченко говорит, что многие его коллеги видят в сотрудничестве с маркетплейсами едва ли не единственный выход. «Мысли о доставке фермерских продуктов были и у нас самих, мы просто не могли это реализовать. Да, очень тяжело пришлось во время локдауна. Торговать запретили, и молоко, масло, творог я по соседям и друзьям практически даром раздавал, лишь бы не выбрасывать», — ​рассказывает фермер.

Экспертное мнение заключается в том, что торговать онлайн выгодно даже если нет локдауна. Когда бизнес торгует офлайн, ему приходится платить за аренду, зарплату продавцам, тратиться на доставку товара до ярмарки, а его остатков — ​обратно на склад. Интернет-­магазин решает эту проблему. На площадке будут здоровые продукты напрямую от производителей, без участия перекупщиков. Да, они будут продаваться дороже, чем аналоги в «Пятерочке» или «Магните», но без наценки посредников и логистов.

«Ешь Деревенское» — ​не совсем традиционный интернет-­магазин. Цены здесь назначают поставщики, а платформа добавляет свою комиссию 25–35 %. Основатель компании Илья Елпанов привлек около 19 млн руб. инвестиций и создал сообщество сельских жителей, у которых москвичи ежемесячно покупают продукты на 8 млн руб. Среди основных покупателей — ​женщины 25–35 лет с маленькими детьми, люди, которые следят за правильным питанием, и те, кому деревенские продукты напоминают детство. По оценке Ильи Елпанова, 4,5 млн жителей столицы предпочитают фермерские продукты, но в реальности онлайн-­покупки делает не более 1 % потенциальных покупателей. «Сейчас фермерские продукты достаточно дорогие, но при правильных бизнес-­подходах и автоматизации работы с поставщиками они станут доступными», — ​уверен Илья Елпанов.

С ним согласен представитель маркетплейса фермерских товаров АгроМП. «Наша площадка создана для того, чтобы избежать продажи товара через посредников и тем самым снизить стоимость продукции. Регистрация на сайте занимает всего несколько минут. Фермер регистрируется в качестве продавца — ​и все. Затем размещает свои товары и назначает цену. За качество своего товара продавец сам несет ответственность. Если же ему необходимы какие‑то документы, он оформляет их самостоятельно, мы можем лишь дать консультацию», — ​пояснил представитель компании.

Специалист по консалтингу Максим Орешин говорит, что даже неспециалисту ясно: продажи через интернет рентабельнее. «Специальной аналитики я не делал, но, конечно, поставлять свою продукцию гораздо выгоднее через маркетплейсы. Чтобы открыть обычный магазин, необходимо сразу вложить в оборот порядка 1 млн руб. При этом рентабельность составит порядка 20–22 %, срок окупаемости при самых оптимистичных прогнозах — ​один год, а чистая прибыль не более 200 тыс. руб. К тому же необходимо учитывать такие факторы, как удачный район, локация, трафик. Сбывать товар через перекупщиков еще более невыгодно», — ​поясняет эксперт.

Цифра: Более 1 млн россиян покупает фермерские продукты онлайн

Фермеры рекомендуют

По словам Максима Гриднева, фермерам сложно сотрудничать с крупными маркетплейсами, такими, как Озон или Вайлд­берриз. «Сейчас мы стараемся активно заходить на Озон Фреш, там хорошо идут продажи таких товаров, как мед, орехи, варенье. А Яндекс Лавка, например, требует торговать под собственным брендом, и, конечно, не у всех он есть. Что касается скоропортящейся продукции, с этим сложно. Например, молочная продукция — ​это и маркировка, и система «Меркурий», так же и с мясом. И всем этим должен заниматься фермер», — ​говорит Максим Гриднев. Его слова подтверждает президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств и кооперативов Ленинградской области и Санкт-­Петербурга Михаил Шконда. «Я не знаю ни одного фермера, который бы продавал скоропортящуюся продукцию через крупный маркетплейс. У них для таких товаров нет ни системы контроля, ни инфраструктуры. Как, например, свежее молоко доставить через Озон? Это невозможно», — ​поясняет Михаил Шконда. По словам Максима Гриднева, основная задача фермера — ​прямые продажи. «Идет много разговоров о сбыте фермерской продукции через торговые сети, но ни один фермер не может обеспечить необходимый объем. В этом случае могли бы помочь ко­оперативы, но в нашей стране кооперация не развита. Таким образом, единственный выход — ​маркетплейс», — ​говорит Максим Гриднев. Он считает, что на сегодняшний день наиболее перспективная платформа для фермеров — ​realFBS. «Это тоже интернет-­магазин, но там фермер имеет возможность выставить радиус доставки, и его продукцию видят клиенты, находящиеся именно в этой зоне. Вот здесь мы видим большую перспективу сбыта для фермеров. Вообще, в итоге маркетплейсы займут львиную долю рынка сбыта — ​я считаю, не менее 75 %. Это очень перспективное направление».

Михаил Шконда также называет создание интернет-­магазинов жизненной необходимостью. По его словам, с учетом введенной системы «Честный знак» продавать фермерскую продукцию стало просто невозможно. «Необходимо распечатать наклейки, наклеить на каждую бутылку, подать данные и т. д. И все это в один день, впрок сделать нельзя. Если фермер один, когда ему этим заниматься? Такая возможность есть только у крупных предприятий. В интернет-­магазине это все проще сделать. Так что небольшие маркетплейсы — ​это не просто выгодно, это жизненная необходимость», — ​резюмировал Михаил Шконда.

Мнение
Генеральный директор Федерального центра компетенций в сфере производительности труда (ФЦК) Николай Соломон считает, что складывающаяся на сельхозрынке ситуация будет способствовать повышению конкуренции. «По мере роста объемов производства компании начнут конкурировать за повышение качества и снижение себестоимости производства товаров. Потому что даже если у компании нет амбициозных планов по наращиванию объемов производства, законы экономики никто не отменял: побеждает тот, у кого себестоимость ниже», — ​пояснил Николай Соломон.

Елена Рыжкова

Земля и Жизнь

Расскажите друзьям: