Вы здесь

Спасет ли полис от убытков

25 сентября 2018 15:40
Спасет ли полис от убытков

Весенний паводок нынешней весной в Волгоградской области был настолько мощным, что последствия ликвидировали до июля. Затопило села и поля, зарегистрирован даже смертельный случай в результате разлива реки Бузулук. Не успели пережить эту напасть, как нагрянула засуха – полтора месяца в регионе не было дождей. Но стоило начаться уборке зерновых – и осадки не заставили себя ждать. За пару дней в некоторых районах выпало по 100 мм осадков. Погода в этом году доставила крестьянам немало хлопот. Чтобы спастись от подобного форс-мажора, наверное, стоит задуматься об агростраховании.

На страхование нет денег

КФХ Александра Сарычева из Котельниковского района в этом году особо не бедствует. Зерно при засухе на юге области собрали. Александр Николаевич говорит, что страховка все равно не помешала бы – если к ней серьезно относятся обе стороны: и аграрии, и страховщики. Несмотря на неурожай, многие аграрии на страхование по-прежнему смотрят с недоверием. Например, в КФХ Василия Сальникова из Городищенского района озимых в этом году собрали по 20 ц/га. Неплохой урожай дали яровые. Агроном хозяйства Юрий Перепелицын считает, что агрострахование хозяйству не нужно:
    – Нам надо обновлять семенной фонд и технику, а на страховые взносы нет денег. Засуха же случается раз в несколько лет, и ущерб еще нужно доказать, чтобы получить страховку. У нас в хозяйстве 2500 гектаров, из них 1100–1200 под яровыми и озимыми культурами, и затраты на страхование получились бы высокими. Страховать в первую очередь нужно не зерновые, а овощи – в этом году ни урожая, ни хорошей цены. Похоже, хозяйственники сами себя загоняют в тупик. С одной стороны, говорят о трудностях в получении компенсации за пострадавшие посевы. С другой – понимают, что без страховки при каверзах природы выжить сложно. Вот что рассказал директор ООО «Вымпел» Федор Чижиков из Алексеевского района:
    – Мы боимся страховать посевы, потому что в области страхования есть много «подводных камней». Когда придет время платить, нам могут, например, сказать, что сеялку мы использовали не той марки или что-то еще. И деньги не выплатят. Три года назад тоже была засуха, и меня уговаривали застраховать посевы. В последний момент я отказался, о чем очень жалею. Соседнее хозяйство застраховало свои посевы и получило деньги. «Вымпел» в тот год получил компенсацию от государства, но маленькую – четыре тысячи рублей. Хозяйство небольшое, занимается только зерновыми – они и пострадали. Кажется, сейчас Чижиков поступил бы по-другому, не передумав в последний момент. Ведь этот момент и в самом деле может стать для хозяйства без страховки последним. 

Комитет разъясняет и помогает

Чтобы переломить ситуацию, специалисты и руководители комитета сельского хозяйства Волгоградской области на всех региональных и межрайонных совещаниях поднимают эту сложную тему, стараются разъяснить, что бесконечно надеяться на государство и режим ЧС невозможно – надо начинать и самим заботиться о своем будущем. Вот что нам рассказала первый заместитель облкомсельхоза Марина Морозова: 
   – Для нашего региона в силу его природно-климатических условий такие явления как засуха и суховеи считаются характерными. Они повторяются каждые четыре-пять лет. Это вызывает потребность, во-первых, использовать специально разработанные для таких условий агротехнологии (система сухого земледелия), во-вторых, развивать страхование сельскохозяйственных культур. Такая работа в регионе ведется постоянно. Разработаны серьезные меры поддержки аграриям, заключающим договоры страхования в области растениеводства и животноводства. Мы предоставляем сельхозтоваропроизводителям субсидии на возмещение части их затрат на уплату начисленной страховой премии. Порядок оказания этой поддержки регламентируется постановлением администрации Волгоградской области от 25 января 2016 года № 10-п, которое содержит преференции аграриям-страхователям. От получателей субсидии не требуется отсутствия долгов по налогам, выполнения обязательств по заработной плате и размеру фонда оплаты труда. При получении всех других видов господдержки такие критерии применяются к сельхозтоваропроизводителям в обязательном порядке. Кроме того, при предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки растениеводам в области применяется дополнительная ставка субсидии на гектар посевной площади, застрахованной под урожай отчетного финансового года. В 2018-м эта ставка дифференцировалась в зависимости от затрат сельхозтоваропроизводителя, понесенных на застрахованный гектар (от 118 до 289 рублей на гектар). По факту затраты аграриев на уплату страховой премии компенсируются на 100 процентов. 
     – Для заключения договоров страхования урожая яровых культур в этом году областным комитетом сельского хозяйства проведена адресная работа с аграриями региона и страховыми компаниями, – отметила Марина Морозова. – Начиная с апреля, наши специалисты проводили рабочие совещания. Однако стоит отметить, что из 12 приглашенных к диалогу страховых компаний откликнулись только восемь. И всего две их них выразили заинтересованность страховать растениеводов. Эту информацию мы своевременно довели до сельхозтоваропроизводителей области и органов управления АПК в районах. 
    В страховых компаниях считают, что в зоне рискованного земледелия, особенно в заволжских и южных районах, когда засухи повторяются слишком часто, риск заключать такие договоры с хозяйствами слишком велик. Все это привело к тому, что, по сведениям комитета сельского хозяйства, с 2014 по 2017 годы размер застрахованных площадей в области сократился почти в 23 раза, а их удельный вес и вовсе в 43 раза. Печальна статистика как со страхователями (из 157 за это время осталось лишь девять), так и страховщиками (в прошлом году в аграрном секторе действовала лишь одна такая компания). Отчасти этому способствует невыполнение страховыми организациями обязательств по выплате страхового возмещения сельхозтовпропроизводителям, признают в комитете.
   Однако Марина Викторовна отмечает, что работа по развитию системы агрострахования в регионе продолжится. В 2019 году будут сохранены необходимые преференции.
     – Наши аграрии сами прекрасно понимают важность страхования. Опасные природные явления текущего года не дают об этом забыть. Впереди – озимый сев, и я уверена, что договоры страхования в регионе будут заключены, – считает Морозова.

Как прийти к согласию

ООО «СК Согласие» остается в строю партнеров сельхозтоваропрозводителей, несмотря ни на что. На этот год страхование посевов включено в план работы. Заместитель директора по развитию бизнеса Волгоградского филиала этой компании Ирина Рыкунова сослалась на многолетний опыт страхования сельхозкультур.
      – Обследование посевов и посадок в течение действия договора страхования проводят независимые эксперты, в том числе аттестованные Минсельхозом России, – прокомментировала Рыкунова. 
    По приказу Министерства сельского хозяйства на страхование принимают урожай зерновых, зернобобовых, масличных, технических, кормовых и бахчевых культур, картофеля и овощей. К страховым рискам относятся гибель урожая в результате опасных природных явлений – атмосферной или почвенной засухи, суховея, заморозков, вымерзания, выпревания, градобития, пыльной бури, ледяной корки, половодья, переувлажнения почвы, сильного ветра, урагана, землетрясения, лавины, селя, природного пожара, наводнения, подтопления, паводка, оползня. От себя добавим, что половина этих напастей обрушилась на Волгоградскую область в нынешнем сезоне, который еще не закончился. Следующими страховыми рисками считаются проникновение и распространение вредных организмов, носящих эпифитотический характер. Список завершает нарушение электро-, тепло- или водоснабжения в результате стихийных бедствий при страховании сельхозкультур, выращиваемых в защищенном грунте или на мелиорируемых землях. Все эти моменты устанавливаются договором страхования. Теперь главное: критерием достижения страхового риска считается гибель 20% урожая и более по сравнению с запланированным. Ирина Рыкунова предупреждает, что договор должен быть заключен на всю площадь, занятую под культурой, и не позднее чем в течение 15 дней после окончания сева или посадки. Правда, для добровольного страхования срок не ограничен. Еще одно условие – сорта сельскохозяйственных культур должны быть внесены в Госреестр селекционных достижений и допущены к использованию. В чем же выражается господдержка агрострахования, если на федеральном уровне от нее отказались? 
      – Вторые 50 процентов от страховой премии по договору страхования оплачивает комитет сельского хозяйства Волгоградской области, – поясняет Ирина Рыкунова. – Кроме того, аграрии имеют преференции. После заключения договора страхования получают право на субсидии на каждый гектар, исходя из размера посевной площади. Свежих примеров она привести не смогла, но пять лет назад за гибель озимой пшеницы из-за вымерзания зимой и летней засухи ООО «СК Согласие» выплатило волгоградским аграриям почти 9,5 млн рублей.

Однако за последние месяцы компания заключила на волгоградской земле лишь один договор агрострахования. 

Отбросить предрассудки в сторону

Страхование сельхозрисков консультант по этому вопросу в Волгоградской области Александр Мохов считает крайне важным, особенно в нынешних непростых условиях. Аграриям он говорит о выгодной для них ситуации. Ведь 50% страхового взноса за них платит государство, сюда же относится субсидия на оказание несвязанной поддержки по застрахованным площадям: 
     – Эта система действует уже два года, но нашими крестьянами она по-настоящему не востребована, – считает Александр Мохов. – Рекордный по урожаям 2017 год избаловал аграриев. Поэтому на 2018-й они договоры страхования не заключили. Хотя субсидия по страховым взносам и стимулирующая надбавка к несвязанной поддержке почти полностью покрывают платежи самих хозяйств. И эту возможность никто в Волгоградской области не использовал, что и было озвучено на недавнем совещании в комитете сельского хозяйства. В России действует Национальный Союз агростраховщиков, который объединяет ряд крупных страховых компаний. Александр Мохов дает совет: если крестьянин решил иметь дело с какой-то конкретной страховой фирмой, то нужно вести с ней переговоры. Может быть, они покажутся сложными, но делать это надо – чтобы добиться своей цели. Некоторые аграрии говорят: пробовали, но им отказали. Александр Григорьевич слышал эти разговоры: 
     – А ведь даже заявление не подавали! Я работал в нескольких страховых компаниях и постоянно с этим сталкивался. Прежде, чем обвинять другую сторону, сделай сам хоть какое-то движение. В прошлом году был небывалый урожай, и страховых случаев не нашлось. Теперь – наоборот, а заключенных договоров нет. Александр Мохов убежден, что без агрострахования не будет эффективной государственной поддержки. Поэтому нужно отбросить предрассудки, набраться терпения и начать регулярное страхование урожаев с господдержкой. Все правильно. Но как быть с опасениями фермеров, что иногда даже при явном страховом случае деньги получить бывает трудно. - Наступил цифровой век. Все технологические и погодные факторы точно учитываются, фиксируются и оцениваются, – резюмировал консультант по агрострахованию.
Правовое регулирование процесса агрострахования, по словам Александра Мохова, со временем усовершенствовалось, и крестьяне в своих правах стали более защищенными.

Владимир ЧЕРНИКОВ
спецкор по Волгоградской области

Расскажите друзьям: